...когда командование убедилось, что огонь с моря нерезультативен, решило провести воздушную операцию против обьекта. Использовать было решено авиатранспорты "Николай 1" и "Александр 1", способные вместе принять до 14 гидропланов.
Самолетам предстояло разрушить сооружения для добычи угля, защищенные с моря складками местности и горами. Из показаний пленных, захваченных ранее на фелюгах и пароходах, было известно, что шахты, электростанция, прочие самые важные обьекты находятся в полной безопасности от орудийного огня с моря и работают круглосуточно.
24,01,1916 в Угольный район прибыла эскадра в составе новейшего линкора "Императрица Мария", крейсера "Кагул", авиатранспортов "Николай 1" и "Александр 1" и 2 миноносцев. Задачей было выполнение налета на порт, пароходы в нем, угольные сооружения. Участие приняли 11 самолетов. Вот что писал в отчете о боевых действиях начальник 1го корабельного авиаотряда лейтенант Р.Ф.Эссен:
..Около 10 утра подошли к порту Зунгулдак на расстояние 20-25 миль, Погода была неблагоприятная, дул свежий остовый ветер, небо покрыто густыми тучами.
В 10.20 я получил приказание начавиации лейтенанта Коведяева начать спускать аппараты и провести бомбометание по пароходу в гавани и портовым сооружениям Зунгулдака. На все аппараты были приняты по 2 пудовых, понескольку 10-фунтовых бомб и сигнальные дымки. Расстояние до зунгулдака было 15-18 миль, ветер немного стих, небо местами прояснилось.
В 10.24 на аппарате №37 взлетел лт Эссен с наблюдателем-мотористом 1 статьи Олейниковым. В 11.12 аппарат с бомбометания вернулся, сел на воду, подошел к борту для подьема, но поднят не был, т.к. Александр 1, будучи атакован подводной лодкой, дал полный ход обоими машинами. Когда аппарат был в 2 саженях за кормой корабля, в лодку аппарата ударила подводная мина, которая остановилась и вскоре затонула. В 11.18 аппарат вторично взлетел и стал охранять уходившие на норд корабли от подводных лодок.
В 12.02 поднят на корабль. Сброшено по Зунгулдаку 2 пудовых и 2 10-фунтовых бомбы, попавших: 1 пудовая в мол пеерд носом корабля, вторая 10-фунтовая за кормой среди рыбацких лайб,, произведя пожар, третья пудовая- в большое белое здание в районе жд узла, четвертая за кормой парохода на пристани.
....
Из имевшихся 7 аппаратов в налете участвовало 6, один из-за повреждений в моторе был прибуксирован. Сброшено 10 пудовых и 16 10-фунтовых бомб. Во время налета аппараты подвергались жесткому артогню, снаряды разрывались очень близко и по нескольку одновременно, из чего можно предположить, что стреляют из специально установленных аэропланных пушек"
В операции был потоплен турецкий транспорт "Ирмингард". Наши корабли и самолеты потерь не имели.
Операция была новым словом в тактике: самолеты для удара по недоступным кораблям целям. Главной силой были авиатранспорты с самолетами, а остальные корабли - средствами обеспечения. ...первая попытка организовать противолодочную оборону с воздуха...
.. в декабре 1970г журнал United States naval institute proceedings писал о действиях авиатранспортов в ВВ1:
"В дополнение к ведеиню разведки и нанесению бомбовых ударов гидросамолеты использовались для прикрытия конвоев в отдаленных районах. Они заставляли немецкие ПЛ уходить под воду. Самолеты вообще выполняли те задачи, которые потом были усовершенствованы американскими поисково-ударными группами в ВВ2"
- редкий случай признания за границей приоритета русских моряков