перегрев2>> Надо понимать так, что и факт годности Сатурна отечественная космическая отрасль определить не в состоянии?
Yuriy> Отечественная - не в состоянии. Американская - тоже.
Ну ладно отечественная, но американская - почему?
Yuriy> Значит, они по-Вашему не могут быть уверены что не подведет без испытаний?
Yuriy> Или могут? Но если могут, зачем же тогда испытания проводят?
А зачем проводят испытания любого мало-мальски сложного изделия? Вот у Вас есть машина, как Вы можете сделать вывод об эффективности подушек безопасности не проведя натурных испытаний? Значит любой человек, Вы в том числе, пока в дерево не въедет об эффективности систем безопасности судить не может? А Вы, с Вашей логикой, всегда проверяете эффективность (работоспособность) технических систем сами? Или доверяете специалистам?
Yuriy> Да, на собственные ракеты они имеют информации гораздо более, и все равно без испытаний не могут быть уверенными в их работоспособности.
Вот совсем не понял. Т.е. собственноручно нарисованой ракете доверять нельзя, а уж нарисованой другими руками доверять нельзя в принципе? Вопрос: а доверять нарисованой шестеренке можно, или, для того что бы убедится, что шестеренка работает нужно обязательно поставить ее в редуктор, лично, ручками, и ручками крутить пока не сломается? А раз не сломалась, таки да шестеренка работает? А иначе-никаких оснований говорить о работоспособности шестерни нет?
Yuriy> Так если техника редко работает "с листа", то нельзя быть уверенными, заработает она или нет, имея только расчеты "с листа", а ничего другого совесткие инженеры не могли иметь.
Советские инженеры имели все данные для того что бы сделать вывод о работоспособности рассматриваемой конструкции. Им не нужно было ломать "шестерню", более того им не нужен был точный чертеж редуктора в котором эта шестерня применялась. Законы физики, термеха, ТММ, сопромата одинаковы везде.
Yuriy> Выходит, американцы не могли быть уверенными без экспериментов, работает или нет ИХ техника.
Господь с Вами, на этих испытаниях проверялась правильность сборки. К слову, двигатели Протона контрольные испытания каждого экземпляра не проходят. Летают без проверки каждого экземпляра и ничего.
Yuriy> Как могли судить о технике без экспериментов наши инженеры?
Ну как бы Вам попроще. если в чертеже нарисована деревянная турбина, то и без испытаний можно сказать, что она работать не будет. Вот я Вам открою секрет принципиальные вопросы работоспособности изделия определяются на этапе эскизного проектирования, задолго до всяких экспериментов.
Yuriy> Вот американские инженеры сделали свой Сатурн.
Yuriy> Если американские инженеры могли БЕЗ ИСПЫТАНИЙ определить работает он или нет, зачем же проводили пробные запуски?
Yuriy> Зачем вообще проводят испытательные запуски?
Yuriy> Чтоб быть уверенным, что техника работоспособна?
Yuriy> Но ведь по-Вашему можно быть уверенным что техника работоспособна на основе только теоретических расчетов, зачем по-Вашему уверятся экспериментально, провели бы расчеты и уверились что работоспособна?
Yuriy> Или все-таки без испытаний нельзя быть уверенными что работоспособна?
Если бы можно было на основе расчетов подтвердить работоспособность конструкции во всех комбинациях условий заданых ТЗ испытания не проводили бы. Пример: расчет конструкции ведется на номинальных условиях-давление в КС-67 кг, например. Давление в КС зависит от кучи параметров: КПД насосов, температуры и расходов компонентов, гидравлического сопротивления магистралей и т.д. При расчете учесть все эти детали невозможно (попробуйте учтите степень опохмелки токаря при сверловке отверстий в форсунках
). Вот и проводят испытания для того что бы на некоторой серии проверить разброс взаимовлияющих факторов. Потому что чертеж-это еще не ракета, железке еще нужно на станках покрутиться в течении длительного времени.
Yuriy> Но и сейчас без совсем без испытаний нельзя - зачем же их проводят по-Вашему?
Yuriy> Зачем американцы испытывали свой SSME, если по-Вашему советские инженеры могли без экспериментов определить его работоспособность?
Песня! А действительно, на хрена американцы испытывали SSME? Спросили бы у нас.
Yuriy> Вот сделали SSME, чтобы уверенно определить, заработает он или нет, тащат на стенд, зачем, чем тратятся стенд применили бы лучше ту методику, с помощью которой советские инженеры это определили.
А пьяный токарь? А разброс параметров конструкции? А, прости Господи за пижонство, поле допусков? Не знаете что это такое?, сердце вещует не знаете. по простому-каждый размер любой детали указывается с допуском (ну там плюс-минус 0,05 мм, условно, (не говоря уж о допусках формы)). А деталей таких, ну 100. Как проверить ситуацию когда все допуска сложились в плюс или когда в минус? Вы будете смеятся в ракетной технике собирают (специально) изделия с допусками в плюс или в минус...И испытывают. Нисколько не сомневаясь, что в номинале все работает. И еще, испытания техники, ЖРД например, проводят не для определения работоспособности конструкции (в основном, не берем во внимание конструкции с высокой степени технического риска, РД-270 например), а для определения заданных количественных показателей и условий эксплуатации заданых ТЗ (надежность, удельная, внешние воздействующие факторы и т.д.). А для советских инженеров чертежей и статистики запусков (в качестве альтернативы испытаниям на своих стендах) вполне хватило, что бы не сомневаться в работоспособности Сатурна. Впрочем если у Вас есть возражения, технического, а не методологического плана, я Вас с удовольствием выслушаю.