vasilisk> И опять вопли о внезапном выносе наших СЯС ударом крылатых ракет... "Внезапно, тысячи их!"
vasilisk> Ну сколько можно бредить-то...
«Тополебоязнь»: противоречия между Россией и США на переговорах о СНВ | Аналитика и комментарии | Лента новостей "РИА Новости"
США и Россия довольно серьезно разошлись во мнениях по их новому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который должен прийти на смену договору СНВ-1, чей срок действия истекает 5 декабря 2009 года. Несмотря на то, что президенты обеих стран неоднократно выражали готовность добиться скорейшего подписания договора, в ходе переговоров по проблемам СНВ между США и Россией возникли противоречия. В точности их суть неизвестна, так как процесс обсуждения является закрытым, однако, по имеющейся информации, проблемы касаются контроля за мобильными наземными ракетными комплексами, а также ограничения общего числа носителей, которыми будут располагать стороны по условиям договора. Кроме того, по-прежнему дискутируется, пожалуй, самый важный вопрос – увязывание ограничений СНВ с ограничением развертывания систем ПРО.
Тема контроля над мобильными комплексами всплывает не впервые. Ограничения на их использование накладывались еще договором СНВ-1, подписанным в 1991 году. Кроме ограничения количества боезарядов, которое может быть размещено на мобильных ракетах наземного базирования, положения Договора СНВ-1 ограничивали боевое патрулирование этих ракет.
Договор определял площадь районов, в которых могли базироваться мобильные комплексы, а для железнодорожных комплексов – и предельное число станций базирования. Ограничивалось число комплексов, которые одновременно могли находиться вне районов базирования, и продолжительность их нахождения вне этих районов.
В отношении мобильных ракетных комплексов предусмотрены также более строгие, чем для шахтных ракет, процедуры ликвидации. В частности, для исключения мобильной ракеты из зачета необходимо уничтожить не только пусковую установку, но и саму ракету. Для ракет шахтного и морского базирования уничтожения самих ракет не требуется – достаточно уничтожения шахт и подлодок соответственно.
В период подписания договора СНВ-1 развернутыми мобильными комплексами обладал только СССР – грунтовым РС-12М «Тополь» и железнодорожным РС-22 «Молодец».
Кроме того, в этот период завершаются испытания комплекса морского базирования Trident II D5, и, оценив его выдающиеся характеристики, в США решили, что лодки, оснащенные Trident II, компенсируют отказ от наземных мобильных комплексов.
В результате СССР, а затем РФ, оказалась единственной страной, располагающей мобильными наземными МБР. В дальнейшем, после подписания договора СНВ-2, с вооружения были сняты железнодорожные комплексы, и единственным состоящим на вооружении межконтинентальным мобильным комплексом остался «Тополь».
С сокращением группировки ракет шахтного базирования роль «Тополей» в составе СЯС России начала возрастать. Особенно значение мобильных комплексов повысилось после появления «Тополя-М» в подвижном варианте, и, наконец, возникновения РС-24 «Ярс», оснащенной разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Исходя из имеющихся тенденций, мобильные наземные комплексы в течение ближайших 20 лет будут составлять подавляющее большинство группировки РВСН. Возможно и новое развертывание железнодорожных комплексов.
В этих условиях ограничения на районы развертывания и перемещение мобильных комплексов лишает российскую группировку РВСН главного ее преимущества – подвижности, обеспечивающей неуязвимость в случае первого удара противника. При этом шахтное базирование ракет в условиях постоянного роста точности головных частей уже не гарантирует их выживания в случае внезапного первого удара.
В то же время для США основу боевой мощи стратегических ядерных сил (СЯС) составляет морской компонент триады: 14 атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо» с ракетным комплексом Trident II – в общей сложности 336 ракет, с 8 разделяющимися головными частями индивидуального наведения каждая. В условиях дальнейшего сокращения СНВ США планируют сократить число головных частей на каждой ракете, однако общее число ракет и подлодок сокращаться не будет.
При этом вводить ограничения на базирование и передвижение подлодок по большому счету
не имеет смысла – контролировать выполнение этих ограничений практически невозможно.
Россия, со своей стороны, не имеет возможности резко увеличить значение морского компонента СЯС – это требует огромных затрат, и не только на строительство дополнительного числа АПЛ, но и на обеспечение их базирования, охранения, и т.д, поэтому наземный компонент СЯС будет по-прежнему играть значительную роль.
В этих условиях ограничения не развертывание и перемещение мобильных ракетных комплексов выглядят несправедливыми, односторонним образом ограничивая боевые возможности российских ядерных сил, чем и объясняется стремление российской дипломатии устранить эти ограничения из текста нового договора.
При этом для США, несмотря на их лучшее экономическое положение чем у РФ, такой исход тоже не может считаться благоприятным – Россия, которая выходит в настоящее время на темпы обновления СЯС в 30 ракет ежегодно с перспективой дальнейшего ускорения, в случае необходимости способна поддерживать ядерные силы на уровне, гарантирующем нанесение агрессору неприемлемого ущерба несмотря на наличие системы ПРО. При этом развертывание системы ПРО, способной обеспечить хотя бы ограниченную защиту в случае массированного ядерного удара, может оказаться непосильным бременем даже для экономики США. (С)
Переговоры США и РФ по договору о СНВ застопорились на Воткинске - Известия
"Определенные разногласия" мешают России и США согласовать новую версию договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Это признал сегодня официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома Майк Хаммер, отказавшись уточнить, о каких именно разногласиях идет речь. "Как и в ходе любых переговоров, мы ведем активный диалог с Россией и работаем над имеющимися противоречиями", - сказал он.
Глава российского Генштаба Николай Макаров подтвердил наличие разногласий на переговорах, уточнив, что они касаются "контроля цифровых данных и инспекций". По его словам,
наличие американской делегации на постоянной основе в городе Воткинск, где производят ракеты, и отсутствие подобной российской миссии в США не удовлетворяет Москву.
В Воткинске расположен единственный в России завод по производству твердотопливных ракет. "Воткинский завод" выпускает межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М", нефтегазовое оборудование, станки и даже бытовую технику.(С)