vladvlad> Допустим, сейчас на дворе XXI век и технологии несколько усложнилиь.
1. Я не говорю о сборной солянке только из людей, не имеющих отношения к кораблестроению. Я говорю о группе, в которой каждый на своем месте находятся как узкоспециализированные спецы-судостроители, так и узкоспециализированные специалисты из какой-либо другой инженерной спарты. Возможно, даже, с начальными навыками в судостроении после непродолжительной квалификации. Сапожник не должен стоять у токарного станка, но, чем черт не шутит, регулярно люди, не имеющие непосредственного отношения к предмету, подбрасывают идеи, которые уже либо не видны спецам ввиду замыленности глаза, либо просто им не ведомы, по причине их узкой специализации.
Потому, в КБ главное - творческая коммуникация на всех стадиях проектирования не доведенная до абсурда либо излишним "контролем креативности", либо излишним "улучшательством" без причин. Именно поэтому в таком молодом коллективе нужен опытный предводитель - технический менеджер, не страдающий ни чрезмерным консерватизмом, ни чрезмерной футуристичностью и могущий опираться на собственный опыт стольки-то лет.
Этому предводителю, нужны, помимо всего прочего, знания смежных областей хотя бы на уровне общего кругозора и способность вылезти за пределы своей "песочницы". Молодняку же требуется способность быстро научиться новому, порой совершенно, казалось бы, не имеющему отношения к судостроению без потери своей основной квалификации, на которую он заточен.
Именно поэтому инженер, получивший широкое высшее техническое образования по заветам Гумбольдта, всегда будет креативне и эффективнее "оператора ЭВМ", которому хоть и не надо на новом месте учить что-то с нуля - он уже умеет рассчитывать шпангоуты (с перспективой больше не заниматься ничем другим в жизни), но он и не сможет выйти из своего коридора от "шпангоут номер 1" до "шпангоут номер х". (Я утрирую, конечно, но смысл понятен). В это же время универсального инженера нужно пару лет вести в том направлении, где он потом пригодится, но и после этого он не потеряет способности видеть что-то новое на строне.
Так уж сложилось, что судостроение имеет очень низкий уровень настоящих инноваций. В любом случае, меньше других отраслей. Идет в основном оптимизация. Судостроение "примеряет" на себя то, что уже кто-то разработал или внедрил для, порой, совершенно других целей. В судостроении, как и везде, происхоит совместная и, зачастую, изодированная друг-от-друга, работа групп по интересам: электрики, корпусники-прочнисты, машинисты-механики, дизайнеры, гидростатики, гидродинамики и т.д. Проблемы возникают всегда на стыках. Чтобы согласовать эти проблемы нужны люди на этих стыкках, которые по мере необходимости смогут в кратчайшие сроки выучтиь суть (еще раз, не детали, а именно суть) того, что делает соседняя группа и избежать граблей, на которые КБ, верфи, кто угодно, наступают чаще, чем можно себе даже представить. Выучить суть они не смогут, если с самого начала в ВУЗе не научатся учиться.
Carpe noctem, quam minime credula postero