А вот радиопривод для планирующего возвращаемого аппарата.
Хочется, чтоб с многокилометровых высот ценная железка спланировала "прямо в руки".
Так как с жпс есть проблемы, а радиосвязь будет по необходимости, то стал думать, как эту радиосвязь с пользой приспособить.
Долго путался в электромагнитных полях и векторных произведениях, а оказалось, что это не просто, а очень просто!
Вот идея:
Излучатель на земле - вертикальная антенна с круговой диаграммой.
Приёмная антенна на ЛА - дипольная вдоль крыльев - перпендикулярная направлению полёта и горизонтальная.
Рисуем вокруг передатчика (полу)сферу, проходящую через ЛА. Электрическое поле (которое чувствует дипольная антенна) на этой сфере во всех точках направлено строго вдоль меридианов (полюс вверху).
Если ЛА имеет нулевой крен и курс прямо на передатчик, то дипольная антенна оказывается параллельна параллелям сферы и перпендикулярна электрическому полю. И принимаемый сигнал равен нулю.
Если ЛА накренится вправо или влево, то появится сигнал, пропорциональный крену.
Если ЛА имеет курс перпендикулярный передатчику (вдоль поверхности сферы) и крен такой, что ось дипольной антенны направлена в центр сферы, то опять же, сигнал будет нулевой. И опять же, если от этого крена накрениться вправо или влево, появится сигнал.
А при таком крене (с нулевым сигналом) ЛА будет постепенно менять курс всё ближе к направлению на передатчик.
То есть, алгоритм элементарный: автопилоту достаточно просто поддерживать крен таким, чтоб сигнал был нулевым.
Понятно, что если курс
ОТ передатчика (антиправильный), то сигнал при нулевом крене тоже будет нулевым. Но это состояние неусточивое, небольшое отклонение приведёт к накренению, которое это отклонение усилит.
Ну и можно мозгов автопилоту добавить, чтоб он быстрее определял, правильный ли у него курс.
Тем более, что при пролёте через полюс сферы как раз такая ситуация будет возникать.
Если диполь немного накренить относительно ЛА (это можно сделать и программно), то ЛА будет склонен лететь по спирали вокруг оси сферы.
То есть, пока ЛА далеко, он рулит на передатчик, когда оказывается над передатчиком, снижается по спирали.
Когда сигнал станет слишком сильный, открывает парашют.
Зацените и раскритикуйте!