SkyDron>> Не намного. Относительно бОльшими потери были только на Ил-2 , но и то не в разы.Bredonosec> А разве на штуках кормового стрелка не косили в первую очередь?
Так чтобы вот прям специально скосить его - тяжело.
Само собой что при атаке истребителей с заднего сектора (особенно с превышения) стрелок подвергался бОльшей опасности чем пилот.
Во всяком случае опасности быть убитым
первым.
По статистике стрелки гибли/получали ранения чаще чем летчики , но не в разы.
Даже на Ил-2 у которых стрелку доставалось наверное как ни на каком другом самолете.
Но "расходный материал" - явное преувеличение.
Bredonosec>Или сразу стрелка гасить, чтоб не кусался.
Применительно к Штуке - это больше "благое пожелание". Самолет небольшой и достаточно верткий - там не то чтобы стрелка целенаправленно выцеливать - хоть куда бы попасть.
А если уж нормально вооруженный истребитель попал - обычно достаточно.
+ Кабина практически общая - что стрелка завалить что летчика , особенно если из пушек которым пофик на бронеспинки.
Вот при атаке более тяжелых бомберов (особенно одиночных) целенаправленно по стрелкам истребители били нередко.
SkyDron>> Его задача - вывести летчика в точку перехода в пикирования , что на самом деле является ключевым моментом прицеливания. Это гораздо проще чем точно отбомбиться с горизонтального полета.Bredonosec> Но ведь тут тоже точность пилотирования - в такой-то точке от "давай!" до входа в пике несколько произвольная составляющая....
Не столь уж и произвольная. Для типовых высот/скоростей есть определенные углы визирования ОБП , по достижении которых и производится перевод в пике.
На то есть простые таблицы , неособо даже нужные опытным штурманам.
Это буквально на порядок проще чем точно отбомбиться с горизонта.
Конкретно на Пе-2 помимо команды на перевод в пике штурман еще пялился на высотомер (занятому прицеливанием в пике летчику это делать некогда) и по достижении высоты вывода давал сигнал летчику - обычно хлопал по плечу.
На Ю-88 (модели пикировщика естественно - А4 например) все было "цивильнее" - имелся точный радиовысотомер (еще и со звуковым сигналом) связанный с автоматом пикирования.
Так же стоял достаточно продвинутый прицел именно для атаки с пике - Stuvi , в него перед атакой штурман вносил необходимые данные о высоте сброса и расчетной скорости.
Подобный прицел на Ю-88 появился раньше чем на Штуке. Уже на Ju-88A4 он ставился массово с начала 41го года , в то время как на Штуках данный девайс начали ставить только в 43м году (Ju-87D5-7).
Вообще при условии точного захода на цель Ю-88 демонстрировали весьма высокую точность бомбометания с пикирования.
Главыными факторами ограничивающими применение Ю-88 как пикировщика были :
- Высокие нагрузки на планер при выводе. Немцы старались беречь ресурс.
Ю-87 "держал" перегрузки лучше из-за меньшей массы , низкой скорости и
более прочного планера.
- Худшая (по сравнению с Ю-87) маневренность тяжелого Ю-88 требовала обязательной четкой работы штурмана на боеевом курсе.
"Вертеться и доворачивать в процессе" так как Штука Ю-88 не мог.
- 88й имел весьма совершенный для того времени бомбовый прицел Lofte-7 , позволявший (в комплексе с нек.др. оборудованием) весьма точно бомбить с горизонтального полета.
Разумеется экипажи предпочитали именно этот вид бомбометания , как менее "экстремальный".
Пикировали восновном опытные экипажи , по сложным целям типа кораблей , т.е. атаковали с пике не так уж часто.
Отсюда распространенное мнение о том что "Ю-88 это не совсем пикировщик".
На фоне Штук лихо крутящихся через крылышко , воющих сиренами и выходящих из пике чуть не над головами , можно конечно и сказать что 88 "не труЪ пикировщик."
Bredonosec> А задача - уложить в 10 метров.
Ну... "10м" это все же ОЧЕНЬ высокая точность. Даже для отборных экипажей попасть в такую цель не сказать что уж прям случайность , но удача - точно.
Bredonosec>То есть, имхо, в самом пике коррекции тоже обязательны.
Поправки на ветер ("снос") и/или движение цели (например корабля) штурман вносит заранее - еще на боевом курсе , выводя летчика в скорректированную точку перехода в пике.
Летчику только остается по команде "пошел" выпустить щитки и плавно отдать штурвал (для более легкого Пе-2 - можно "перевернуться через крыло" в стиле Штуки - так меньше неприятная отрицательная перегрузка) - самолет "вываливается" прямо на цель , после чего останется только слегка (ну или не слегка - это уж как зайдешь) довернуть на и в нужный момент нажать сброс.
На Ю-88 (как и на Штуке) можно и не нажимать - бомбы будут сброшены автоматически на заданной высоте , после чего автомат пикирования переведет триммера РВ на кабрирование , облегчая офигевшему от перегрузки летчику вывод.
SkyDron>> Имевшихся приборов для прицеливания было вполне достаточно.Bredonosec> относительно.
Вообще на Ю-88 было просто изобилие продвинутых "гератов" по сравнению с тем же Пе-2. "Иномарка" , фигле...
Но и на Пешке опытные экипажи бомбили очень неплохо.
SkyDron>> Точнее так : пока не было достаточно совершенных прицелов , требовалась атака с крутого пике. Как только появились новые прицелы , пикировщики свое отжили.Bredonosec> Ну, скажем так, всё равно для обьектов класса "завод", а не класса "одиночный дот" или "танк".
"Одиночный дот" - очень сложная цель , помимо малых размеров и защищенности еще как правило и труднозаметная с воздуха , что есть БОЛЬШАЯ проблема.
Плохая видимость цели соответственно сильно затрудняет ее
заблаговременное обнаружение и вывод самолета в атаку штурманом.
Именно против таких целей (а их больше всего вблизи передовой) лучше подходит верткая тихоходная Штука , которая может покружить-повысматривать-опрокинуться в пике-исправить ошибку точки ввода маневром.
Особенно если помогает наземный или воздушный ("Рама" тут - вне конкуренции) авианаводчик.
Тяжелому пикировщику типа Ю-88 это гораздо сложнее.
Именно поэтому для НАП на переднем крае юзали как правило Штуки а не 88е.
Танк же помимо всего прочего еще и движется как правило.
В любом случае - поразить столь маленькую и столь защищенную цель очень непросто.
Даже если ты - Кобаяши-Рудель.
Bredonosec> Ну, если из военных, мне Ф4 впечатлил ) Ролик действий в европе уже кидал ) Bredonosec> dedicated to P-47 pilots, 362nd FG - YouTube
Шо за Ф-4 ? Ролик то про Р-47.
Сурьезный пепелац...
SkyDron>> Ветер нормально учитывался без всяких ЖПСов.Bredonosec> Скай, при всем уважении, но это была моя работа )
Ну и что что твоя работа ?
Ты не понял о чем речь.
На том же Пе-2 в процессе горизонтального полета штурман (ориентируясь по прицелу) определяет снос , и выводит летчика в точку перевода в пике с соответствующей поправкой.
Тут ЖПС не нужен.
Соотвественно все это :
Bredonosec> Но! Попробовав выход к аэродрому без ориентиров (hood instrumental) и без радиокомпаса/ВОРа, ошибки выходили весьма приличные.
....
Правильно , но не при делах в данном случае.
Bredonosec> Но говорить, что счисление заранее позволяет в 10 метров бомбу уложить с горизонта или выбрав точку начала пикирования заранее - не верю.
"Укладывает бомбу" - уже не штурман , а летчик.
Это т.н. "двойное прицеливание".
Штурман выводит летчика на боевой курс , определяет поправку на ветер и/или движение цели , определяет точку/момент перехода в пикирование.
Все остальное делает летчик - он уже дообнаруживает цель и прицеливается уже через СВОЙ прицел.
Чем точнее штурман вывел в точку атаки - тем меньше/легче летчику доворачивать/корректировать траектрию.
Чем точнее летчик прицелится/круче спикирует/на меньшей высоте сбросит - тем выше точность.