Для того, чтобы разобраться что написано на стр. 351, я тут составил для себя черновую схему - количество допущенных к полётам = f(t) и поначалу не думал сбрасывать её. А потом подумал, а почему не сбросить – может и действительно так будет легче объяснить, да и поправить могут. Давайте всё же посмотрим.
Если стр.351 переложить на график, то, в части, касающейся 324-й и 303-й дивизий, «выглядеть» это будет примерно так. Линии постепенной утраты боеспособности дивизий (количества допущенных к полётам лётчиков) идут приблизительно параллельно. Имея в начале активных боевых действий штатные составы соответственно в 68 и 100 пилотов, через некоторое время количество допущенных к полётам убывало примерно пропорционально и 15 сентября 1951-го (о чём и говорит текст документа, стр.351) это количество у 324-й ИАД опустилось либо до 42, либо вообще до 32. Точно неизвестно – так как в документе редакцией допущена очевидная ошибка.
А в 303-й ИАД количество допущенных снизилось до 79 пилотов.
Линии идут примерно параллельно. 303-я ИАД начала активные боевые действия на пару месяцев позже в среднем – то есть, в начале июня 1951-го. Пишу именно «в среднем», так как 303-я ИАД, как вы знаете, вводилась в бой не чохом. В самом начале мая на Плацдарм (в данном случае, аэродром Мяугоу) был переброшен 18 гвардейский полк, а в середине июня 17 и 523 полки. Поэтому, осредняя, можно сказать, что 303-я ИАД начала в полном составе выполнять регулярные боевые вылеты где-то в начале июня 1951-го – по-крайней мере в это время уже была полностью готова и сосредоточена на Мяугоу.
Конечно, по чисто формальным признакам можно придраться и сказать, что лётчики 18 и 17 иап уже выпонили свой первый БВ ещё 12 апреля 1951-го. Но это именно по «формальным». Причём, как я понял из книги Набоки, он был единственным. При этом никакого боя не было – почитайте.
Да, он и сам в своей книге пишет, что «по приказу гв. ген.-м. Белова 8 мая с Мукдена в Аньдун был передислоцирован 18-й ГИАП 303-й ИАД с целью поддержки летчиков 324-й ИАД в районе Аньдуна. Но реально 18-й ГИАП начал вести боевые действия в конце мая, а до этого основная нагрузка лежала по-прежнему на летчиках 196-го и 176-го Гвардейского полков».
К этому надо добавить, что остальные два полка 303-й ИАД, перебазировавшись на Плацдарм ещё в самом начале июня, но реально приступили к боевым вылетам (опять же, по Набоке) с середины июня 1951-го. Тогда по среднему получается, что 303-я ИАД начала боевую работу в начале июня. А это означает, что количество допущенных пилотов в этой дивизии уменьшалась ещё быстрее, чем у 324-й ИАД и таяло буквально на глазах. Тогда как количество допущенных к полётам пилотов (особенно 324-ой ИАД, начавшей активные боевые действия на два месяца раньше своих товарищей из 303-ей ИАД) приближалось к критической черте, после которой, согласно всем документам, полки вообще должны были считаться небоеготовыми. И это несмотря на постепенные регулярные пополнения, оказавшиеся, как выяснилось, недостаточными.
Возможно поэтому, если судить по 17 и 196 иап, в октябре 1951-го обе дивизии нашего Корпуса получили массовое одноразовое пополнение. Мне не удалось найти точные цифры для всех пяти полков этих дивизий, но только 17 и 196 полки зараз получили пополнение в количестве 21 лётчика (и ссылки на цитаты у меня есть) и, скорее всего, восстановили свой штатный состав, а может и превысили его. После чего количество допущенных к полётам снова начало уменьшаться. О темпе падения боеготовности можно судить лишь косвенно, ориентируясь на точно документированные цифры 17 иап, полученные от Перепёлкина младшего. Напомню, что из 36-37 пилотов, находящихся в списке этого полка на заключительном этапе его боевых действий, лишь 22 было допущено к полётам. А это составило около 60%.
Послушайте, вы только не подумайте, что я говорю, что количество боеготовых (допущенных к полётам) лётчиков вот так и шло между этими точками по прямым линиям. Это просто осреднение и ничего больше. Но приблизительно было так. Если в начале каждого этапа количество допущенных к полётам было, естественно, 100%, а под финиш только 60%, то в среднем получается около 80% - то есть 0,8.
Для справки : обе ИАД к 15 сентября 1951-го потеряли погибшими 15 лётчиков (включая группу «Норд»). А к концу боевых действий число погибших в 324-ой и 303-ей ИАД составилo 29 человек.
Остальные лётчики, видимо, отстранялись от полётов по медицинским показаниям, отсылались в профилактории и т.д.
Для чего всё это было надо считать – потом расскажу. А пока давайте замечания.
Это сообщение редактировалось 13.03.2013 в 12:38