PPV> Вот выдержка из воспоминаний Е.А. Федосова ("Полвека в авиации"):
Если кто не в курсе - Е.Федосов на тот момент - первый зам (а фактически - руководитель) ЦНИИ-2 - организации ведавшей вопросами оценки боевой эффективности и выработки концептов .
Которому было уже под 40 лет.
Т.е. далеко не мальчик.
> "Т-4 замышлялся как самолет, способный пройти от СССР до Гибралтара через всю Европу.
"Замыслы" конечно наполеоновские.
Вопрос "а почему сразу не до Норфолка и Сан-Диего" можно не задавать.
Гораздо лучше задать вопрос "а почему именно до Гибралтара" ?
- Чем в 60е годы мониторить столь удаленные акватории для выдачи предварительного ЦУ ?
- Как лететь до Гибралтара через всю НАТОвскую центральную-западную Европу , утыканную плотной сетью РЛС и небедную на наличие Найк-Геркулесов и перехватчиков , причем сведенных в единую сеть АСУ "Нейдж" ?
О какой «атаке АУГ возле Гибралтара» может идти речь когда для этого потребовалось БЫ переть
несколько тысяч км над странами НАТО - в сплошном РЛ поле и в зоне действия автоматизированной объединенной системы ПВО ?
Империалистам там даже патрули истребителей постоянно держать не нужно - к моменту когда (и ЕСЛИ) немногочисленные 3М «болиды» подлетят на дальность пуска своих ПКР к «АУГ возле Гибралтара» их там давно уже будут ждать Томкэты , спокойно сидящие на родных палубах в ожидании команды на взлет - у них вагон времени будет для выхода на рубеж перехвата.
Не говоря уж про то что для этого вообще необязательно базироваться на авианосце.
Где-нибудь в солнечной Испании можно.
Причем наряд сил перехватчиков элементарно просчитывается и корректируется при необходимости.
Полеты большими группами в тесном строю – явно не для «слепых 3М болидов».
«Гоняться» за болидами не нужно – они прут прямо на АУГ. «Место встречи изменить нельзя».
Потом каждый из прущих на 3М
золотых титановых болидов , так и не увидевших вожделенные «АУГ у Гибралтара» , получает в лоб «Феникс» от спокойно и заблаговременно вышедших на рубеж перехвата Томкэтов.
GAME OVER.
«Высылайте еще одну машину скорой помощи»(с) х.ф. «Зловещие Мертвецы».
>Поскольку он должен был летать на высотах более 20 км со скоростью 3М, то, по нашим расчетам, зоны ПВО противника мог преодолевать с минимальными потерями.
Корректность "расчетов" всецело зависит от методики и правильного учета множества факторов.
С какого перепуга сделан вывод что идущий с высокой скоростью на большой высоте (т.е. прекрасно видимый развитой сетью наземных РЛС) самолет будет иметь «минимальные потери» - ХЗ.
Тем более что речь не о ПРЕОДОЛЕНИИ ПВО , а о ПОСТОЯННОМ ДЕЙСТВИИ в зоне ПВО.
~3 тыс. км над НАТОвской Европой туда - потом столько же обратно…
Причем практически в слепую…
Выпучив глаза и надеясь что тебя 10 раз на этом маршруте не сшибут.
Хорошо «преодоление»…
>У нас были построены зоны потерь самолетов в зависимости от скорости и высоты полета и Т-4 попадал в наиболее благоприятные из них.
При этом уже в 1967г ЦНИИ ВВС сделал совершенно другой вывод :
Мощная система ПВО, а также недостаточная
дальность полета уменьшали эффективность "сотки"
и при нанесении ударов по противнику.
При оценке боевой эффективности самолетов
Т-4 (еще в ходе работы над проектом) в ЦНИИ ВВС
было выяснено, что при имеющемся уровне ПВО
из 100 ударных машин после выполнения задания
на аэродромы вернуться всего лишь 20-25. Это
огромные потери, как в материальном, так и в финансовом
плане. Была необходима новая тактика
использования комплекса Т-4 и другие маршруты
полета…..
Для преодоления мощной Европейской системы
противовоздушной обороны, с наименьшими
потерями, самолет должен был вести полет на небольшой
высоте над землей с соблюдением рельефа
местности.
Исходя из опыта текущих военных конфликтов ( в 1ю очередь Вьетнама) «неуязвимость» 3х маховых монстров была поставлена под большие сомнения.
С появлением таких вещей как С-200 и МиГ-25 + сплошное РЛП ПВО на БВ , американцы быстро отказались от концептов Хастлера-Валькирии , безотносительно их технической реализации.
В замен пришли к гораздо более разумному концепту - Б-52 с дальнобойными маловысотными КР + маловысотные прорывы F-111 и B-1B для случаев когда КР не годятся.
Даже SR-71 быстро перешли на полеты без нарушения воздушного пространства и захода в зону действия активных средств ПВО СССР.
У нас , как это нередко «тормозили»…
Тем не менее - уже в феврале 1967г военные выдвинули новое требование - перспективный ударный самолет должен быть многорежимным - в частности способным совершать длительный маловысотный полет в режиме автоматического огибания рельефа местности - разумеется с ДОзвуковой скоростью.
Сухой начинает проектирование Т-4М с КИС , увеличенной длиной фюзеляжа , значительно бОльшей дальностью (12-14тыс км по смешанному профилю) , 3м членом экипажа…
Вот только буква «М» в данном случае тут была еще бОльшим «лукавством» чем в случае Ту-22.
При этом никто не заставлял Сухого бросать уже давно шедшую работу над «однорежимным» Т-4.
В вышедшем 28 ноября 1967 г. Постановлении
ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1098-378,
кроме закрепления факта начала постройки самолета
Т-4, предусматривались: "исследования,
экспериментальные работы и предварительное
проектирование (аванпроект), направленные на
создание стратегического двухрежимного самолета-
ракетоносца с дальностью полета 16000 -
18000 км и возможным его использованием для
целей разведки и борьбы с подводными лодками.
Последняя фраза что называется «доставляет» , показывая насколько часто «хотелки» Заказчика далеки от жизни.
После проведения с 17.01 по 02.02. 1967 г. макетной
комиссии по самолету Т-4 военными были
выданы тактико-технические требования на многорежимный
ударный самолет на базе комплекса Т-4.
К проработке внешнего облика такого самолета в
ОКБ П.О. Сухого приступили уже в апреле 1967 г. Новый
самолет назвали Т-4М (внутризаводское обозначение
"100 И").
Сухой добросовестно попытался переработать проект для выполнения этих требований , но уже на ранних этапах работы над Т-4М стало ясно что требования невыполнимы.
От Сухого что называется «отвязались» с Т-4М , равно как и с такими прожектами как перевод Т-4 на атомную СУ и водородное топливо…
Позже вышел еще более амбициозный и еще менее реалистичный проект (упоминавшийся выше) приведший к конкурсу в котором снова победил проект Сухого – Т-4МС имевший крайне мало общего и с Т-4 и с Т-4М.
>А Ту-22М вынужден был облетать ПВО стран НАТО по дуге, выходя на траверз Норвегии, по Атлантическому океану, чтобы дойти до Испании.
Если только какой-то совсем уж полоумный адмирал отдаст такой приказ как «любой ценой утопить АУГ возле Гибралтара»…
>Только в этом случае он нес приемлемые потери.
Ну да - холодные воды северных морей это тебе не кишащая ЗРК и истребителями НАТОвская Европа….
>И разгорелся очень острый спор: какому из этих самолетов дать зеленую улицу?
Еще раз напомню что Ту-22М и Т-4 делались по совершенно разным ТТЗ , под разные требования и их разработка была установлена разными постановлениями.
Речь о «зарубании» одного из них могла зайти только в случае когда :
1) Один из проектов сталкивается с реально труднопреодолимыми проблемами.
2) Один из проектов может удовлетворительно решить задачи другого при меньших затратах. Ибо бюджет не резиновый.
3) Ни один из предложенных проектов не имеет очевидных и бесспорных принципиальных преимуществ перед другим.
А ну да…. Еще «чьи то амбиции»…. Это главная причина…
>И вот наш министр П. В. Дементьев создал комиссию из руководителей институтов и предложил нам дать оценку обоим проектам и решить, какой самолет строить.
А как же «тайный единоличный заговор»…
Злой Дементьев собирает комиссии , просит специалистов дать заключение о ТАКТИЧЕСКОЙ целесообразности концептов – даже безотносительно их технической готовности.
>Андрей Николаевич Туполев, узнав о создании такой комиссии, пригласил всех ее членов к себе. Я, как самый молодой и неискушенный в подковерных интригах, естественно, почел его приглашение за честь и приехал. Остальные же начальники оказались хитрыми и мудрыми — никто не явился.
Забавная "хитромудрость"...
Действительно , зачем отчитыватся о ходе и результатах
уже несколько лет как идущего проекта , зачем обосновывать нужность и переспективность своей конструкции , зачем вообще принимать участие в столь важном мероприятии как оценка перспективности масштабных дорогостоящих проектов...
Все равно - это все "подковерные интриги"...
Где были представители ОКБ Сухого ?
Причем , что забавно - сам Федосов пишет о том что «хитромудрых» комиссия терпеливо ждала - даже отвлекается на описание задушевных бесед с Туполевым в ожидании…
> На самом-то деле они все понимали, что Туполев начнет «выламывать руки», агитируя за свой Ту-22М.
Да уж ...
Туполев - тот еще "выламователь рук"...
Всемогущий замнарком прям...
Проигравший кучу конкурсов и обломившийся с массой собственных проектов...
И на какой из его многократно озвученных доводов не посмотри – в каждом видно понимание сути , веские доводы и если угодно мудрость.
Именно поэтому Туполев – «Патриарх» , а не потому что в свое время «списки всех нужных авиапрому» в НКВДшной шаражке писал…
> Они-то, в отличие от меня, хорошо знали умение, настойчивость и агрессивность (в хорошем смысле слова) «Старика», способность пробивать свои проекты в верхах. …
Вот поэтому я и призываю почитать "айрвары-википедии-сайт ОКБ Туполева" - что бы стало понятно , а так ли уж велика "пробивная способность" Туполева...
> А вся эпопея завершилась тем, что, когда мы собрались в кабинете П. В. Дементьева, то я выступал в поддержку все-таки Т-4.
Очень хорошо. Хоть кто-то попытался выдвинуть аргументы в пользу проекта Т-4.
Но где были представители ОКБ Сухого ? Почему представители ВВС не вступились за Т-4 если он им был так нужен ?
Почему моряки сделали явный выбор в пользу Легенды + Гранита как ОСНОВНОЙ «противо-АУГ» компоненты , именно что хоронящей весь возможный эффект от Т-4 ?
Чьи там «амбиции» сыграли ?
>Я считал, что эта машина знаменует собой некий прогресс в самолетостроении, и, имея скорость в три «маха», блестяще воплощает лозунг, которому мы служили верой и правдой: «Выше всех, дальше всех, быстрее всех!»
Вроде уже не юноша на тот момент , а все туда же…
Воюют не лозунги , а люди и техника , которая делается не для парадов-рекордов-авиашоу , а для войны и для многолетней рутинной мирной эксплуатации.
>Это был первый наш самолет, построенный из титана, он и сейчас поражает своим видом всех, кто посещает музей ВВС в Монино.
И снова вспоминаются слова «подлого предателя Родины» - Дементьева о «царь-пушке»…
>Но двигатели его были плохо отработаны, и поэтому Г. С. Бюшгенс, который на этой встрече выступал от имени ЦАГИ, сделал акцент именно на них: двигатели, дескать, надо дорабатывать, на это уйдет время, а что Федосов говорит нам о каких-то потерях, так то от лукавого.
Действительно… фигня какая «двигатели плохо отработаны»… Главное красивые «диаграммы потерь» на плакате нарисованы…
Как еще должен был реагировать нормальный представитель ЦАГИ ?
На Ту-22М0 – М1 просто эпик фэйл с неготовыми движками вышел - летные характеристики были даже ниже чем у старого Ту-22.
А тут жутко потяжелевший по сравнению с проектом Т-4 , эпопея с двигателями которого вообще достойна отдельной темы…
>Строев и Свищев молчали,…
Тоже сцуко заговорщики продавшиеся «амбициям Туполева»…
>…. я один защищал Т-4, и Петр Васильевич, выслушав нас с Бюшгенсом, подвел итог дискуссии весьма афористично. Он сказал так:
> — Знаешь, Федосов, есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол… Так ты хочешь, чтобы я еще сделал Царь-самолет и поставил на Красной площади, всем на удивление?! [/quote]
В точку. Так и вышло.