7-40>> Самое надёжное снабжение обеспечивается при минимальном числе пусков и стыковок, иными словами, самое надёжное снабжение - это прямая схема полёта в обе стороны.
Полл> Неверно.
Полл> Причины объяснены выше.
Полл> Ну давай пойдем на второй круг.
Ну давай пойдем на второй круг. В чём причины, перечисли коротко. Не забудь, что речь идёт о
надёжности, а не чём-либо другом.
7-40>> Но вариант с промежуточными депо снабжения - это не самые надёжные варианты, а, скорее, наоборот.
Полл> Это как раз самый надежный вариант поступления грузов на точку назначения, отчего ВСЕ логистические системы пользуются промежуточными складами.
Никто не против промежуточных складов, но промежуточные склады никогда не делаются посреди пустыни вблизи оазиса, если можно делать их в самом оазисе. Нет смысла делать промежуточные склады в космосе, если можно их делать на Земле, где добраться до них и пользоваться ими гораздо проще. Ну или хотя бы на Луне.
7-40>> Я так полагаю, что если мы говорим о станции, то это обитаемая станция, и тогда привязка к людям неизбежна. Если же мы не собираемся отправлять туда людей, то я вообще не понимаю, зачем нужна станция?!
Полл> Для перевалки грузов, хранения резервных запасов, обслуживания и хранения транспортных кораблей.
Теперь окончательно не понял. Зачем на Луне нужна станция - тем более автоматическая - для перевалки грузов и обслуживания транспортных кораблей?! Что и куда мы транспортируем-то?
Полл> Цена риска это расходы, которые возникнут при реализации данного риска.
Полл> То есть в случае гибели 10 тонного носителя наша база на Луне лишается Х тонн грузов на время t. В случае гибели 100 тонного носителя наша база на Луне лишается 10Х тонн грузов на время 10t.
Ни в каком случае база ничего не лишается, потому что всё компенсируется в минимальное время запуском резервного носителя. Так что срок лишения - срок подготовки резервного носителя к пуску. Это в любом случае время порядка двух недель - месяца.
Полл> Это означает, что при потоке в 30 легких носителей в год, потребуется держать аварийные запасы на 12 суток.
12 суток или 120 суток - не играет никакой роли. На земле аварийные запасы для МКС лежат годами, и их хранение не требует много средств, по сравнению с содержанием МКС.
Полл> При потребном уровне запасов в 10 тонн их можно иметь и на Луне, и на Лунной орбитальной базе, и на Земной орбитальной базе, и в виде резервного носителя на хранении.
Их в любом случае можно иметь в самом удобном месте - на земле, на космодроме.
Полл> Что делает надежность данной логистической системы как минимум на порядок выше, чем системы с прямым перелетом Земля-Луна одного сверхтяжелого носителя.
В чём надёность? В любом случае запасы находятся на Земле, это самое простое и дешёвое. Нет разницы, это запас на 12 дней или на 120. В любом случае при любом раскладе запасы будут лежать на земле дольше 12 дней.
7-40>> Но зато их придётся компенсировать помного, потому что падать они будут тоже часто, и в результате всё равно придётся постоянно держать запасы на случай очередного падения (по расписанию). Разница лишь в том, что всё это будет обходиться дороже.
Полл> Дешевле.
Полл> Поскольку плановая работа, в том числе плановая работа по компенсации ЧП, дешевле внеплановой.
Дешевле не компенсировать ЧП 10 лет, чем постоянно каждый год заниматься компенсацией ЧП.
Полл> А ЧП все одно будут. Только в случае с легкими носителями они будут малыми, и для своей компенсации потребуют на порядок меньше расходов.
10 малых ЧП за 10 лет обойдутся ничем не дешевле, чем одно большое ЧП за тот же срок. Обйдутся дороже, т. к. 10 маленьких всегда дороже, чем 1 большое.
Полл> А эти расходы в виде матзапасов и подготовленных аварийных служб придется нести в любом случае. Но для сверхтяжелых носителей они должны будут быть на порядок больше.
Они будут на порядок реже и в совокупности дешевле.
7-40>> А на самом деле падать будет каждый 35-й, и достаточно будет одного резервного пуска в 10 лет. Если же всё это делать маленькими носителями, то придётся каждый год запускать по одному резервному. Ну а поскольку 1 большой носитель стоит дешевле, чем 10 маленьких, то мы возвращаемся к тому, с чего начали: большой носитель на 100 тонн позволит сэкономить на стоимости всего, в том числе и на стоимости резервного носителя.
Полл> Только резервный носитель на 100 тонн стоит в 9 раз больше, чем носитель на 10 тонн.
Даже не в 9, а в в 7 или ещё дешевле. Поэтому авария 10 носителей по 10 тонн обойдется на треть дороже, чем авария 1 носителя на 100 тонн.
Полл> Плюс для хранения резервов требуется иметь соответствующие склады.
Как вы думаете, какую долю составляет стоимость складирования запасов для МКС от стоимости содержания самой МКС?
Полл> Которые тоже стоят. И их цена для компенсации перебоя снабжения в случае сверхтяжелого носителя больше.
Забудьте про цену складов. Она ничтожна по сравнению со стоимостью предприятия. Многие элементы МКС хранятся на земле годами и даже сверх десятилетия, и это не составляет никакой проблемы (кроме истечения сроков годности).
Полл> Плюс стоимость самих резервов.
Ничтожна в общей доле. Можете считать, что она составляет 0,001 % от стоимости создания и содержания окололунной и околоземной станций, которые вы собираетесь устраивать. Вас ведь не смущает, что вы собираетесь всё время держать склады на окололунной и околоземной орбите? Чего ж тогда вас так беспокоит склад на земле?
7-40>> Зато резервные пуски нужно будет производить на порядок реже - не каждый год по одному, а один раз в десять лет.
Полл> Это минус данной системы. При пуске резервного носителя раз в год система резервного запуска будет отработана. А при пуске раз в десять лет вероятность лажи при запуске будет намного выше.
Что это за "система резервного запуска"? Пуск резевного носителя ничем не отличается от пуска носителя по расписанию.
7-40>> И вот в свете того, как оно, это "строительство подобных систем" идёт - а несчастный пример МКС у всех перед глазами - едва ли кто-то захочет повторить такую же эпопею, но теперь уже на Луне, куда потребуется в несколько раз бОльший грузопоток для создания такого же по размерам сооружения, как на низкой орбите. МКС массой около 500 тонн построили за 15 лет. Никто не захочет строить 500-тонное сооружение на Луне за 150 лет, или за те же 15 лет, но всего лишь 50-тонное. Оно просто не стОит того, одни только эксплуатационные расходы многократно превзойдут все разумные величины.
Полл> Грузопоток "малыми порциями" позволяет обойтись перевалочными станциями меньших размеров. То есть для перевалки 100 тонного носителя станция на Луне должна быть, грубо, в 10 раз больше, чем для перегрузки 10 тонного.
Вы как будто отвечаете не на то, что цитируете. Но если говорить о размерах резервных станций, то для перевалки (?) 100-тонного носителя никакая станция на Луне не требуется вовсе. Все грузы лежат спокойно не земле в отапливаемом помещении.
7-40>> В общем, если очень коротко, то тезис такой: одна станция на Луне стоит дешевле, чем три станции, - одна на Луне, одна на орбите ИСЛ и третья на орбите ИСЗ. И доставка грузов сверхтяжёлыми носителями стоит дешевле, чем просто тяжёлыми, средними или лёгкими. И это касается абсолютно всех грузов, в том числе и резевных. И полёты с минимальным числом стыковок по сути надёжнее, обходятся дешевле и позволяют везти меньше вспомогательного оборудования (стыковочное, аппаратура сближения и прочю), чем полёты с большим количеством промежуточных перестыковок, пересаживаний, переносов, перекачиваний и т. п.
Полл> Цена риска в случае прямой доставки Земля-Луна сверхтяжелыми носителями на ДВА порядка больше (теряется на порядок больше груза и время повторной доставки на порядок больше)
На порядок больше груза теряется на порядок меньше времени, время повторной доставки совершенно такое же - что большой, что малый резервный носитель могут быть запущены в течение месяца или даже менее.
Полл> затраты на компенсацию риска так же как минимум на порядок больше.
Они меньше, потому что 10 потеряных малых носителей стоят заведомо дороже, чем потеряный 1 большой.
Полл> Вспомогательное оборудование, перечисленное тобой, в данной системе будет располагаться на орбитальных станциях.
И это очень плохо, потому что хранить воспомогательное оборудование в космосе, а тем более на окололунной орбите, намного дороже, чем хранить его на земле.
Полл> За счет этого и оптимизации под свой участок маршрута, транспортные и пассажирские корабли, межорбитальные модули и буксиры будут намного проще и эффективнее, чем системы прямого перелета.
Не будут, потому что здесь не на чем экономить, здесь есть только то, на что тратить. Формула Циолковского одна на всех, а большая ракета стоит дешевле маленьких той же суммарной грузоподъёмности.
Полл> То есть грузовому кораблю, летящему с Земли до зоны поимки манипулятором орбитальной станции на орбите Земли под управлением этой орбитальной станции, не потребуется ни ресурс корпуса/двигателей на длительный перелет, ни полноценная система астрогации, ни двигательная установка высокой точности для стыковки, ни оборудование для сближения при стыковке.
Вы что? Для сближения и стыковки кораблю нужна полоноценная ДУ высокой точности, полноценная система астронавигации и оборудование для сближения. В общем, всё то, что есть сегодня у кораблей, стыкуемых к МКС манипулятором. В результате из 10,5 тонн массы HTV на полезный груз приходится 6 тонн - меньше 60 %. У ATV так и вовсе меньше 50 %. Если вы думаете сэкономить на ресурсе корпуса (???), то полёт и разгрузка корабля на орбите занимает больше времени, чем прямой полёт к Луне, и количество включений двигателя для сближения со станцией тоже больше.
Полл> С нынешними короткими траекториями полета на орбитальную станцию ему может даже не понадобиться система терморегуляции и солнечные батареи, достаточно будет термоизоляции и химических источников электроэнергии. Этакая радиоуправляемая консервная банка с "ручками" для манипулятора орбитальной станции в виде головного обтекателя РКН, чтобы экономить массу при запуске.
А мужики-то и не знают (с). Посмотрите на корабли снабжения, которые летают к МКС, и предложите мужикам рацуху с заменой этих удолбищ на консервную банку с ручками.
Полл> Пассажирскому кораблю для доставки на орбитальную станцию не нужно иметь хорошую обитаемость и большую автономность. Опять же большой ресурс бортовых систем не требуется. Все это экономия.
Посмотрите на "Аполлон" и будет вас счастье. Ни большой обитаемости, ни большой автономности, ни большого ресурса бортовых систем вы там не найдете, даже если искать будете с фонариком. Потому что для полёта на Луну это тоже не требуется.
Полл> Тут нужно садится и считать, что будет дешевле: сверхтяжелый носитель или преимущества оптимизированных под свой участок маршрута кораблей с орбитальными станциями.
Полл> Причем считать с учетом цены рисков.
За нас уже всё посчитали, причём давно: как только заходит речь о далёких полётах куда-то, то в первую очередь начинают думать над сверхтяжёлым носителем. Вы не сомневаетесь, я надеюсь, что мужики (с) считать умеют не хуже нас с вами?