kotbayun> Сохранилось одно фото ТВИДа. Если корма К.С. это копия кормы ТВИДа, то тогда всё еще больше запутывается. Тем более, что изначально строили пароход, это было в 1854 г. В той же книге Лаббока есть огромнейшая схема - чертеж мидель-шпангоута Пенджаба-ТВИДа. Мидель Пенджаба-ТВИДа - "пароходный" на все 100%, не тянет даже на ранние американские клипера(например, РЕЙНБОУ постр. 1840-х г.). И у пароходов проектировали другую корму.
kotbayun> Я нашел несколько мелких схем речных и морских пароходов постройки серед. 19-го в., судоверфи Бомбея для Ост-Инд. компании. Ничего общего с К.С.
То что Пенджаб-Твид это не клипер в чистом виде, это понятно. При это, цитирую:""Твид" выглядел мощным и солидным судном с массивной кормой. На взгляд тех, кто больше всего ценил в обводах корабля изящество арабских скакунов, любимое детище Уиллиса походило на ухоженную ломовую лошадь. Но это было удивительное судно: несмотря па массивность, "Твид" шел довольно легко.", конец цитаты.
Теперь о корме, цитата:"Как бы там ни было, одна черта "Твида" нашла конкретное выражение в корпусе "Катти Сарк". Это как раз та самая корма - мощная корма, мало похожая на обычную клиперскую корму. Надо сказать, клипера строились уже без малого четверть века, пренебрегать накопленным опытом было рискованно. С другой стороны, Линтон хорошо знал, что даже для самых мореходных клиперов наибольшую опасность представляла попутная штормовая волна. Не было ничего страшнее, чем уходить от шторма. Управление кораблем - штурвал и компас, вахтенный помощник и матрос-рулевой, да и все, что находилось на корме, подвергалось при этом постоянной опасности быть смытым за борт. Рулевые вынуждепы были привязываться к штурвалу, даже случайный взгляд, брошенный за корму, заставлял сердце замирать в ужасе! (Забегая вперед, скажем, что и на "Катти Сарк" рулевые привязывались к штурвалу, хотя и редко.) А ведь мощная корма служила бы хоть какой-то защитой от попутной волны...", конец цитаты.
И еще:"Клипер, достроенный уже другой фирмой - другими мастерами, но по чертежам Линтона, отнюдь не был копией "Твида" или какого-нибудь другого судна." То есть, я думаю, что при постройке К.С. был использовн только принцип "тяжелая корма". Она могла кнструктивно отличаться от Твидовской.