Мне очень нравится концепция БДК “Иван Грен”. Я считаю БДК этого типа очень важным универсальным кораблём для ВМФ.
Оружие можно разделить на 2 условные категории, имеющие разные требования.
1) Стратегическое оружие должно быть способно нанести ущерб на территории любой страны мира. В российском ВМФ, настоящим стратегическим оружием являются только РПКСН. Ограниченным стратегическим оружием являются остальные подводные лодки и ТАРКР “Петр Великий”, они могут поражать только суда в портах и бесполезны против стран типа Афганистана или Чада. Океанские корабли, вооруженные УКСК “Калибр”, скоро тоже станут настоящим стратегическим оружием ВМФ.
2) Полицейское (тактическое) оружие, задача которого бороться с боевиками НВФ на своей территории и ВС малых стран (типа Грузии или Сомали), использование против которых стратегического оружия может быть признано варварством.
БДК относятся к тактическому оружию. По ценности для российских ВС, БДК очень похожи на тяжелую ВТА типа Ил-76. Ближайшая история (с 1990-го) показывает, что БДК внесли самый большой вклад в военные операции Российского Флота из тактических кораблей: 1) Высадка в Абхазии в 1993-м и 2008-м, 2) “Сирийский экспресс” 2013-2015, 3) Крымская операция весной 2014-го, различные эвакуации. БДК были самыми полезными кораблями ВМФ недавней истории из тактического оружия. Главным недостатком существующих российских БДК является отсутствие вертолетных ангара и площадки.
Я не могу претендовать на роль эксперта по флоту, это мои дилетантские соображения по поводу БДК типа Иван Грен:
Требования к судну:
1. Экономичность, в идеале это 2 дизеля (никаких ГЭУ), обеспечивающих максимальную скорость ниже 20 узлов для экономичности (Да).
2. Хорошие условия обитаемости минимального экипажа, который обеспечивает функционирование в режиме Ро-Ро (Не знаю).
3. Небольшая максимальная осадка (3-5м), чтобы заходить в большинство малых портов, длина тогда ограничена 150 м, неограниченный район плавания (Да). Эти параметры обеспечивают радиолокационную схожесть с гражданскими судами.
Десантные требования:
4. Носовая аппарель для выгрузки на необорудованное побережье (Да). Подготовить площадку на берегу проще, чем построить причал.
5. Кормовая рампа как у Ро-Ро судов (Да). Для удобной и быстрой разгрузки накатной техники в портах.
6. Кран грузоподъёмностю до 25-50т (нет, только 16т). Для выгрузки в малых портах, где нет Ро-Ро причалов и для выгрузки десанта и техники на катера, лихтеры, когда береговые или погодные условия не позволяют использовать носовую аппарель.
7. Наличие вертолётной площадки с ангаром на 1 вертолёт (Да).
8. Возможность базирования всех вертолётов морского базирования, включая Ка-52Т (Не знаю).
Требования к вооружению:
9. Защита от катеров, лёгких летательных аппаратов, которые могут использоваться НВФ (Да).
10. Возможность остановить (уничтожить) любое гражданское невооружённое судно (Да).
По поводу вооружения: Я считаю, что всё, что нужно из стационарного вооружения- это АК-176 и 30-мм автоматы типа АК-630. Главное – это хорошая СУО, способная эффективно управлять огнем по морским и воздушным целям. Наличие РСЗО – это по-моему мнению бред, ни один серьёзный корабль российского ВМФ, кроме десантных, не имеет РСЗО. РСЗО калибра 122 мм на десантном корабле может выполнять только роль салюта, который хорошо виден на расстоянии и означает: “Встречайте десант, мы приплыли”. С какой точностью корабельное РСЗО калибра 122 мм может поразить противо-десантные укрепления или грамотно наступающие войска при поддержке артиллерии? РСЗО заведомо проигрывает по точности и АК-176 и ракетам палубного вертолёта.
По поводу ПЛО, главное оружие ПЛО – это вертолёт типа Ка-27ПЛ, который может базироваться на БДК. По поводу ПВО и обороны от ПКР. Безумно использовать БДК при наличии противодействия серьёзного флота или авиации. БДК не предназнчен для защиты от боевых кораблей или авиации, так же как Ил-76 не нужно вооружения мощнее, чем тепловые ловушки. А Ил-76 летают по всему миру в самих горячих точках. Задача кораблей охранения БДК и авиации – расчистить район использования БДК и обезопасить его от мощных средств поражения. С 1945-го, ни один БДК СССР и России не был потерян или сильно повреждён огнём противника. А вот обстрелы боевиками из малокалиберного оружия были нередкими.
Как я представляю возможное боевое применение БДК типа “Иван Грен” по сравнению с БДК проекта 775:
1. Анти-пиратская миссия, патрулирование больших акваторий, поиски подводных лодок - так как есть возможность базирования вертолёта ПЛО.
2. Удары возмездия Ка-52К по целям вдали от родных берегов – тут нужно несколько вертолётов и соответственно кораблей (десантных или ударных с вертолётом на борту), получится бюджетная АУГ.
3. Высадка в штормовую или нелётную погоду с использованием крана и специальных плавсредств, например ПТС-4.
4. Эвакуация людей из любой точки мира, близкой к побережью.
5. Высадка десанта на неконтролируемый берег – это самое интересное. Вертолёт используется для разведки места высадки десанта и высадки передовой группы с пехотным оружием, которая обеспечит до-разведку местности и прикрытие высадки основной группы. При наличии кораблей сопровождения с вертолётом на борту, БДК может использоваться как вертолётодром подскока. Основной десант может доставляться через аппарель, катерами, или вертолётами, если берег крутой. После высадки десанта вертолёт может использоваться для разведки местности и огневого поражения наступающего на десант противника. Идея в том, что противнику сложно иметь укреп-районы по всей линии побережья, поэтому успешная высадка десанта возможна в определённых (далеко не во всех) местах.
Если приблизительно оценить стоимость 1 УДК “Мистраль” как 4 БДК (взято с потолка, реально от 2 до 8), то получается интересная картина. Я не вижу плюсов у Мистраля, кроме большей грузоподъёмности. БДК менее заметен и на экране РЛС выглядит как гражданское судно. БДК может заходить в большее количество портов и производить высадку десанта на необорудованное побережье. По поводу “загоризонтной высадки десанта”. Современные вооружённые конфликты показывают, что либо ПВО по сути нет, либо ПВО сбивает почти все пилотируемые летательные аппараты. Нормальное береговое ПВО никаким разумным количеством вертолётов не подавить, для его подавления нужен массированный налёт авиации или КРМБ. Поэтому получается так, что там где собьют один вертолёт, там собьют и 20 вертолётов. Поэтому достаточно иметь 1 вертолёт на борту БДК, просто нужно летать туда-сюда много раз. Дополнительные вертолёты можно получить для десантирования за счёт кораблей сопровождения с вертолётом на борту (корветы, фрегаты, и т.д.).
Вот как-то так, не судите строго…