Evgen> Пола после войны. В середине "Куарто", перед ним австрийские эсминцы
Evgen> типа "Хуссар". А вот кто стоит за "Куарто"?!
Для удобства пользования продублирую фото, выставленное Евгением.
На нем запечатлена крайняя (западная) часть Морского арсенала, бывшего предприятием комплексного обслуживания флота, обеспечивающего постройку, переоборудование и ремонт кораблей, а также снабжение их всеми видами довольствия и временного хранения снятых с кораблей припасов.
На заднем плане в центре видна Угольная гавань, у причалов которой (слева) велась погрузка угля непосредственно на корабли или на плашкоуты для загрузки на рейде.
Ряд домов в дальнем левом углу уже почти полтора столетия именуется "бараками". Они были построены для рабочих арсенала, большинство которых прибывали из Австрии. Инженеры, бывшие военно-морскими чиновниками, жили в двух- и трехэтажных котеджах. Бараки остаются жилыми до сих пор, неплохо выглядят, но, по отзывам местных жителей, представляют внутри что-то подобное нашим хрущевкам, что, по их мнению, полный отстой.
Справа в дальнем углу виден остров Св. Петра (S. Pietro), бывший красивым лесистым островком лет 130 тому и излюбленным местом отдыха семей моряков, после чего его соединили перемычкой с берегом и стали обустраивать в интересах флота. Перед нами конечный результат этих трудов – место сосредоточений магазинов для снабжения кораблей, преимущественно, провиантом. С трех сторон он окружен причальными стенками, что очень практично в работе с плавсредствами кораблей. После оккупации Полы итальянцами и превращения ее в тыловую второстепенную базу, остров был продан бизнесменам, построившим на нем цементную фабрику. Дело в том, что истрийский камень (красных цветов и оттенков) очень ценится в строительстве. Из него, кстати, построена вся Венеция. А цемент получается исключительного качества. Сменившая Италию Югославия не спешила избавится от такого украшения в бухте, да и в Хорватии вопрос пребывает на рассмотрении, хотя расположенный рядом огромный карьер закрыли и планируют построить на его месте торговый центр. А там очередь и за цементной фабрикой, тем более, что сырье привозное. А пока это выглядит так.
Теперь, к вопросу Евгения. "Куарто" и стоящие рядом плавсредства причалены в конечном счете к недлинному молу, устроенному вертикально к берегу. Непосредственно к нему с ближней к нам стороны пришвартована плавмастерская "Вулкан", перестроенная из казематного броненосца "Принц Ойген". Ее можно различить по характерно форме кормы, внушительной кранбалке, трубе и фок-мачте с небольшой реей. На фото "Вулкан" в одиночестве выглядел так.
Между "Куарто" и "Вулканом" стоит грузовое судно. Предполагаю, что это танкер, поскольку корпус сидит довольно низко в воде, а от полубака в сторону центральной надстройки ведет переходный мостик. Видны элементы того же устройства, ведущие и к юту. Чей танкер? Австрийский флот имел несколько танкеров, но их фото не имею. Однако есть оснований предполагать, что танкер не ех-австриец, а иностранный, вероятнее всего, итальянский. Во-первых, его "телескопическая" труба не характерна для австрийского судостроения. Во-вторых, нефтяные баки Габсбурского флота были оборудованы на выходе из гавани Полы в бухте Зончи. Новые "хозяева", которым подвалило такое богатство, конечно, распорядились им оперативно. Ведь они еще не знали, кому достанется Пола по мирному договору. В результате итальянцы вынуждены были снабжать топливом свои корабли, базирующие в Поле, танкерами из Италии. Вероятно, по причине бункерования и оказался элегантный красавец "Куарто" в грязном углу гавани Полы во второй половине 1919 или же в начале 1920 г.