"В нашей стране термин «пастообраз-
ные ракетные топлива» впервые был предложен ГИПХ в 60-х годах, когда
были получены пастообразные быстрогорящие составы с линейной скоростью
горения от 30 и 50 мм/с (при давлении 4 МПа).
Эти топлива представляли собой высоконаполненные (до 80%) пастообраз-
ные суспензии на основе активного самогорящего жидкого связующего — рас-
твора перхлората полиэтиленполиамина в этиленгликоле, наполненного
перхлоратом аммония и алюминием. Они способны сохранять вязкотекучее
состояние при температурах от +50 до −50
◦
C.
Это были первые нетвердые и нежидкие отечественные топлива. Пастооб-
разные топлива предназначались для зарядов торцевого горения либо для вы-
теснения в камеру сгорания через фильеры. Обеспечение седиментационной
стабильности осуществлялось за счет высокой (не менее 200 Па·с) вязкости
состава."
". В нашей стране создан особый класс
жидко-вязких основ — «активных» солевых систем. Большинство разрабо-
ток базируется на использовании растворов перхлоратов или нитратов полиэти-
ленполиаминов в этиленгликоле (ХПЭПА) и эвтектических смесей динитроазо-
татов алкиламинов. Разработанные жидко-вязкие основы позволяют получить
пастообразные топлива с более высоким коэффициентом избытка окислителя,
вплоть до составов с «кислыми» продуктами сгорания."
"Высокая собственная скорость горения связующего дала огромные воз-
можности по дальнейшему повышению скоростей горения ПТ. Так, были
получены составы со скоростью горения до 120 мм/с при p = 0,1 МПа при
отсутствии ее зависимости от давления. При этом за счет жидкотекучего
состояния составов чувствительность к механическим воздействиям сохраня-
лась на приемлемом уровне."
"Пастообразные составы на основе неотвержденных каучуков (полидибу-
тилизопреновых каучуков, фторкаучуков с полимерными жидкостями и т.п.)
были разработаны различными организациями: НИИПМ ФЦДТ«Союз»,
ФНПЦ «Алтай», ЦНИИХМ и др. Однако эти составы имели характеристики,
ненамного превосходившие аналогичные СТРТ. Скорость горения их остава-
лась на уровне СТРТ и не превосходила 40–50 мм/с.
Прорыв в области ПТнового поколения произошел после того, как
в ГИПХ (РНЦ «Прикладная химия») были синтезированы жидко-вязкие
связующие на основе растворов перхлоратов или нитратов полиэтиленполи-
аминов в этиленгликоле [3.18]. Высокая собственная скорость горения свя-
зующего дала большие возможности по дальнейшему повышению скоростей
горения ПТ. Так, были созданы быстрогорящие ПТ со скоростью горения до
500 мм/с."
"При проектировании ИРПД представляют интерес ПТдля:
1) стартово-разгонных двигателей со сбрасываемым соплом, характеризу-
ющихся высокой тяговооруженностью, коротким временем работы (2,5–4,0 с).
Для таких двигателей требуются ПТс максимально возможными удельным
импульсом и плотностью, имеющими скорость горения 200–300 мм/с;
2) бессопловых стартово-разгонных двигателей с аналогичными как у СРД
со сбрасываемым соплом характеристиками, но со скоростью горения около
500 мм/с (при p = 10 МПа и t = 20
◦
C). Эти ПТдолжны устойчиво гореть
при низких давлениях (1–4 МПа);
3) газогенераторов маршевого режима, характеризующихся высокими
энергетическими характеристиками, большим временем работы, глубоким
регулированием расхода, относительно низкими температурами горения,
интенсивным аэродинамическим нагревом. Для маршевых газогенераторов
требуются ПТс максимальными значениями массовой и объемной теп-
лоты сгорания, высокой чувствительностью скорости горения к давлению
(ν = 0,55–0,65), минимальной склонностью продуктов газификации к шла-
кообразованию, высокой полнотой дожигания в камере сгорания маршевой
ступени, высокими температурами вспышки и начала термического разложе-
ния;
4) низкотемпературных газогенераторов системы регулирования и управ-
ления ИРПД, с температурой газов в камере не более 1000–1150К."