Б.г.>> Именно меняли толщину стенок.
MCC> Мне это пока совершенно непонятно. Толщина стенок лунного модуля - в районе полумиллиметра - полутора миллиметров, плюс силовой набор. Там что атмосфера, что пять атмосфер - без разницы.
Точно "без разницы"? а как же свидетельства, что выходной люк лунного модуля "прихватывало" после стравливания атмосферы перед выходом? Запас прочности там был минимален, и конструкция при наддуве и декомпрессии здорово "дышала".
MCC> Есть какие-нибудь хорошие ссылки в подтверждение этого тезиса? Или хотя бы объясните, где тут подвох.
Точно есть описание проблем с люком при первом выходе на Луну. Но мне искать лень.
Б.г.>> при том давлении, что остаётся, всё равно нужно дышать чистым кислородом.
MCC> Разумеется, не спорю. Но пока вижу нестыковку: декомпрессия при старте никого не волнует, аналогичную декомпрессию при выходах хотят избежать.
Да не декомпрессия там важна, а десатурация. Хотя при посадке корабль заполнен воздухом при обычном давлении, во время предстартовых процедур астронавты дышат чистым кислородом, чтобы в крови не было растворённого азота. Когда корабль взлетает, давление в командном модуле падает примерно синхронно с забортным, но астронавтам это ничем не грозит - азот в крови не выделяется. Когда давление падает до 0,35 атмосферы, клапан закрывается.
Десатурация - процесс длительный, поэтому его и хотелось избежать перед выходами (не только на Луну, но и, во время перелёта, на наружную поверхность корабля). Во время подготовки к полёту "Союз-Аполлон" потери времени на десатурацию были сочтены неприемлемыми, поэтому в "Союзе-19" состав атмосферы менялся - общее давление снижалось до 560 мм рт.ст. с сохранением парциального давления кислорода и соответствующим увеличением его процентного содержания. В результате десатурацию удалось сократить раза в три.
Десатурация сейчас происходит при всех выходах с МКС и включена в циклограмму. Но там нет такой спешки, как при высадках на Луну.