Реклама Google — средство выживания форумов :)
Ключевая формула международных отношений: угроза равна намерению, помноженному на возможности...
В политике значимы только две величины: влияние и последствия
Группу 100-тысячников с 34-кратной диспропорцией между крайними её членами можно условно разделить на четыре лиги (в скобках – суммарное водоизмещение в тысячах тонн): высшую – 1) США (3 526); первую – 2) Китай (905), 3) Россия (754); вторую – 4) Япония (453), 5) Британия (297), 6) Индия (259), 7) Франция (254), 8) Южная Корея (201) и третью – 9) Италия (165), 10) Австралия (121), 11) Испания (113), 12) Турция (106), 13) Бразилия (104). За кадром остаются четвёртая лига, состоящая из претендентов в третью – таких, как Канада, Германия, Египет; пятая – страны, основу ВМС которых составляют несколько неатомных ПЛ и фрегатов (Норвегия, Португалия, Малайзия, Перу, ЮАР и др.) и шестая – откровенные аутсайдеры с крошечными «москитными» флотами из корветов, ракетных, патрульных и десантных корабликов и катеров.
Кроме того, большой клуб 100-тысячников включает в себя три малых элитных клуба: атомный подводный, авианосный – США, Россия, Китай, Британия, Франция, Индия (в части авианесущих кораблей остальные страны из топ-13 вынуждены довольствоваться лёгкими вертолётоносцами и универсальными десантными кораблями), а также клуб океанской зоны, членство в котором определяет среднее водоизмещение от 7000 тонн – США, Британия, Франция, Россия.
Критерий в 7000 тонн достаточно условен, но не случаен. Корабли, обладающие подобным и большим водоизмещением (атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, авианесущие десантные корабли) могут практически без ограничений оперировать в любую погоду в любом районе Мирового океана. ВМС, среднее водоизмещение которых составляет от 3500 до 7000 тонн (соответствует небольшим атомным ПЛ, фрегатам и большим танкодесантным кораблям), способны эффективно действовать в дальней морской зоне (примерно до 1500 миль от береговой черты), до 3500 тонн – в ближней морской зоне (где-то от 100-200 до 500 миль от берега). В топ-13 присутствует только одна страна с ВМС БМЗ – Турция (среднее водоизмещение 2900 т).
Третье место в рейтинге ведущих морских держав по суммарному водоизмещению кораблей основных классов, которое сегодня занимает Россия – немного не то, чего хотелось бы, но и не повод для печали. Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) – по крайней мере до тех пор, пока США добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя. Дистанция до 4-го места столь велика, что преодолеть её вряд ли удастся как японцам (на пути вверх), так и нам (двигаясь в обратном направлении). Остаётся борьба с ВМС НОАК за «серебро», которая, впрочем, не должна стать самоцелью.
Статья 39 Основ государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утверждённых два года назад, гласит: «Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям». Именно так – не по водоизмещению, а по боевым возможностям, с которыми у нас, в общем-то, всё благополучно.
Война — область недостоверного: три четверти того, на чём строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности, и следовательно, чтобы вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум… Недостоверность известий и постоянное вмешательство случайности приводят к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем ожидал; это не может не отражаться на его плане или по крайней мере на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана. Если влияние новых данных настолько сильно, что решительно отменяет все принятые предположения, то на место последних должны выступить другие, но для этого обычно не хватает данных, так как в потоке деятельности события обгоняют решение и не дают времени не только зрело обдумать новое положение, но даже хорошенько оглядеться. Впрочем, гораздо чаще исправление наших представлений об обстановке и ознакомление с встретившейся случайностью оказываются недостаточными, чтобы вовсе опрокинуть наши намерения, но могут все же их поколебать. Знакомство с обстановкой растёт, но наша неуверенность не уменьшается, а напротив — увеличивается. Причина этого заключается в том, что необходимые сведения получаются не сразу, а постепенно. Наши решения непрерывно подвергаются натиску новых данных, и наш дух всё время должен оставаться во всеоружии.
Клаузевиц К. Глава 3 // «О войне». — М.: Госвоениздат, 1934.
Ждём-с..Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) – по крайней мере до тех пор, пока США добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя.
В документе «Основы — 2030» подчёркивается то, о чём активно говорилось уже несколько лет, — ядерное сдерживание посредством МСЯС должно дополняться неядерным стратегическим сдерживанием, которое возлагается на морские силы общего назначения (МСОН, пп.35-36). Условием неядерного сдерживания является возможность поражения силами ВМФ наземных объектов на территории противника с помощью высокоточного оружия большой дальности (пп. 30-б, 33-34, 38-г).
При этом упоминание НСЯО представляется логичным следующим шагом. Низкая применимость МСЯС для сдерживания региональных и локальных конфликтов очевидна. Но столь же очевидна и невозможность достижения паритета по МСОН с ВМС США, а по отдельным категориям — и с ВМС НОАК. Структура и боевой состав ВМФ, а значит, и кораблестроительные программы должны соответствовать имеющимся у государства на эти цели ресурсам, а также возможностям ОПК (п.40-а). Обеспечение МСОН (Морских Сил Общего Назначения) российского флота нестратегическим ядерным оружием позволяет разрешить противоречие между ресурсными ограничениями и целями, возникающими в сложной стратегической обстановке. Оценить реальное количество и статус российского нестратегического ядерного оружия — сложная задача [2]. Судя по имеющейся информации, можно сделать вывод, что Россия значительно превосходит США по количеству НСЯО. Стоит иметь в виду, что, по официальной информации, российское НСЯО не развёрнуто и находится на «централизованном хранении», но может быть оперативно развёрнуто в угрожаемый период. Таким образом, НСЯО в его нынешнем статусе — важный инструмент стратегического сдерживания, но оно не способствует росту международной напряжённости.