Разработка беспилотника «Cormorant» («Баклан» в переводе на русский) началась в американской компании «Lockheed Martin» в 2003 году. При собственной взлётной массе в 4 тонны он базировался на обыкновенной подводной лодке, в специально подготовленной шахте.
«Баклан» — американский беспилотник-амфибия
Разработка беспилотника «Cormorant» («Баклан» в переводе на русский) началась в американской компании «Lockheed Martin» в 2003 году. При собственной взлётной массе в 4 тонны он базировался на обыкновенной подводной лодке, в специально подготовленной шахте.
Беспилотный аппарат обладает длиной почти в 6 м и размахом крыльев около 5 м. В шахте крылья «Баклана» находятся в сложенном состоянии, а при выходе аппарата раскладываются, образуя "чайку". «Баклан» оснащён двумя стартовыми твердотопливными двигателями, а также одним двухконтурным турбореактивным агрегатом для маршевого полёта. Аппарат рассчитан на полёт при скорости до 900 км/ч на расстояния до 1300 км.
«Баклан» покидает шахту погруженной на 50 м подводной лодки, после чего за счёт положительной плавучести всплывает на поверхность. Далее активируются разгонные твердотопливные двигатели (которые впоследствии сбрасываются), а затем включается маршевый ТРДД. После выполнения боевого задания аппарат приводняется с помощью парашюта и подаёт сигнал. К нему выплывает ещё один беспилотник (также базирующийся на субмарине) с тросом, который соединившись с «Бакланом» затягивает его обратно в шахту.
Кроме ведения разведки, аппарат может вооружаться ракетами и бомбами, предназначенными для воздушных и морских целей. Тестовый вариант «Баклана» был испытан в 2006 году.
Барражирующие боеприпасы, или, как их еще называют на Западе, loitering munition, suicide drone и kamikaze drone — самый перспективный и эффективный вид высокоточного вооружения. Беспилотный аппарат с интегрированной боевой частью, который может сам обнаруживать цель и по необходимости уничтожать её. Отличие такого боеприпаса от традиционного высокоточного выстрела или ракеты состоит в том, что он может довольно долго находиться в зоне поражения, барражировать, выслеживая или поджидая цель.
Несмотря на то, что первыми эту концепцию предложили англичане, сейчас в этой области лидируют Россия, Израиль и США. Наиболее известны израильские системы, как правило представляющие собой беспилотники, построенные по классической самолетной схеме. У такой схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета. Именно по такой схеме построены российские боеприпасы, которые использует российская армия.
24 июня ZALA AERO показала дальнейшее развитие этой системы, показав два барражирующих боеприпаса «Ланцет-1» и «Ланцет-3», отличающихся только продолжительностью полёта и массой боевой части.
Для запуска БПЛА XFC UAS из всплывшего контейнера используется система ETO (electronically assisted takeoff), которая представляет собой соосный винт, приводимый в движение электромотором питаемым батареями.
Все это в отдельном отсеке крепится к носовой части БПЛА, выводит его на нужный режим полета (скорость/высота) и отделяется. Использование такой системы позволяет избежать демаскирующих признаков пиротехнического способа запуска.
Первый пуск, которым увенчались шесть лет напряженного труда, состоялся в августе 2013 года с борта атомной подводной лодки класса Лос-Анджелес - USS Providence (SSN 719) находящейся у побережья Багамских островов. После нескольких часов полета XFC UAS совершил посадку на территории испытательного полигона ВМС США на Багамских о-вах. Во время полета аппарат передавал видеоинформацию на борт подводной лодки, вспомогательных надводных судов и на ВМБ Норфолк ВМС США (штат Виргиния).
Особенностью XFC UAS является использование водородных топливных ячеек производства Protonex Technology Corporation в качестве энергоустановки, что позволяет ему оставаться в воздухе в течении 6 часов, при этом использование электродвигателя обеспечивает низкий уровень акустической и тепловой заметности.
Аппарат XFC UAS оборудован крестообразным крылом, две консоли которого расположены сверху и снизу корпуса БПЛА. В хвостовой части расположен складывающийся толкающий винт. Корпус и крылья изготовлены из композитных материалов (крылья - с пенопластовым заполнителем внутри). Поскольку углепластик не обладает радио-прозрачностью (а в аппарате использовались антенны размещенные внутри фюзеляжа), использован стеклопластик. В передней части расположена гиростабилизированная турель с электронно оптическими и инфракрасными сенсорами.
В последние годы значительное внимание уделяется тематике создания БПЛА контейнерного старта. Размещение БПЛА в стандартном контейнере для противотанковой ракеты или торпеды, шахте баллистической ракеты, позволяет использовать его с различных платформ (будь то подводная лодка, бронетранспортер или танк) и хранить в защищенном контейнере в котором поддерживаются специальные условия.