Появление ЗРК на ПЛ изменит ситуацию на море уже одним фактом своего существования. К примеру, в случае появление информации о том, что российские МЦАПЛ и РПКСН оснащены ЗРК, проведены их испытания и успешно поражены учебные воздушные цели, США не могут не отреагировать, поскольку под угрозой окажутся их наиболее эффективные силы ПЛО.
Это потребует изменения тактики, оснащения самолётов и вертолётов ПЛО активными и пассивными средствами противодействия, разработки специализированных БПЛА ПЛО. Изменение полезной нагрузки самолётов ПЛО в пользу систем самообороны приведёт к уменьшению их боекомплекта и/или гидроакустических буёв, а БПЛА ПЛО скорее всего будут менее эффективны, чем пилотируемые машины.
-интересно..Когда говорят о ЗРК на ПЛ, часто возражают, что применение ЗРК сразу демаскирует подводную лодку, противник направит в район дополнительные силы, после чего ПЛ будет обнаружена и уничтожена.
Но кто заставляет обязательно применять ЗРК?
Применение ЗРК – это не обязанность, это возможность.
Как мы уже говорили выше, сама вероятность наличия ЗРК на ПЛ снизит эффективность авиации ПЛО. А далее, пусть командир ПЛ принимает решение об использовании ЗРК, исходя из тактической обстановки.
Если ПЛ уже обнаружена, по ней открыт огонь торпедным вооружением, и от первого удара удалось отбиться, то почему не сбить самолёт ПЛО? Второй удар он уже не нанесёт.
Но можно и не сбивать его А сделать попытку уйти, как это делается сейчас. С тем отличием, что сейчас иного выбора нет.
А, может, будет принято решение сбить самолёт ПЛО сразу после того, как в воду стали падать гидроакустические буи и был обнаружен факт активного подсвета – тогда и первая атака может не состояться.
Пришлют ещё два самолёта ПЛО взамен сбитого?
Если они базируются в 400–500 километрах от района боя, то это порядка 30–40 минут полёта на максимальной скорости. А потом им вновь надо начинать поиск ПЛ, которая за это время уйдёт на 15–25 километров неизвестно в какую сторону.
А что, если ПЛ выдвинется навстречу подлетающим самолётам ПЛО (исходя из их предполагаемого маршрута) и атакует первой?
Что, если это и есть цель – организация засады на авиацию ПЛО?
Или цель – отвлечь авиацию ПЛО с другого участка, где другие ПЛ нанесут удар по другим целям?
Таким образом, наличие ЗРК на ПЛ позволяет существенно расширить количество тактических сценариев, которые могут быть реализованы командиром ПЛ и ВМФ в целом.
Недавно разработанная инновационная система вооружения IDAS (Interactive Defense and Attack System for Submarines) награждает в будущем как многоцелевое оружие подводных лодок совершенно новые навыки. Это легкая ракета дальнего дозвукового диапазона с инфракрасным наведением. Изображение головы искателя передается на пульт оператора по оптоволоконному соединению. Таким образом, можно влиять на воздействие оружия на цель и определять точку попадания с высокой точностью. Операция происходит из оружейного контейнера, хранящегося в торпедном аппарате. IDAS- система защиты от ударных вертолетов подводных лодок, обладающая дополнительными возможностями для борьбы с небольшими морскими целями и наземными объектами вблизи побережья. Помимо возможности самообороны, это дает подводной лодке возможность усиливать воздействие оружия. Подрядчик на промышленной стороне - консорциум ARGE IDAS, состоящий из Diehl BGT Defense (ракеты), Howaldtswerke Deutsche Werft (системная интеграция) и Kongsberg (система развертывания оружия).
IDAS предназначена для вооружения малых подводных лодок, например, проекта 212А (Германия). Отличием её является возможность поражения не только кораблей (режим «море-море»), но и объектов на суше (режим «море-земля») и воздушных целей, в частности вертолётов (режим «море-воздух»). Дальность полёта составляет около 20 км. При этом ракета стартует из носовых пусковых аппаратов, часть своего движения осуществляет под водой, а после выхода на поверхность — летит по воздуху.
Ракета оснащена инфракрасной ГСН. Длина ракеты — 2,5 м, калибр — 240 мм, диаметр — 180 мм, стартовая масса — 120 кг.
SSN-586 «Тритон», снимок 1958г. Изначально «Тритон» строился как корабль радиолокационного дозора.
Большая антенна РЛС выдвигалась наружу через люк в крыше рубки. Атомоход предназначался для охранения авианосной ударной группы и должен был вовремя обнаружить любую угрозу авианосцу, как воздушную, так и надводную. Вплоть до появления «Огайо», «Тритон» оставался самой крупной американской атомной подводной лодкой.
Современные оптические, радиотехнические и пассивные пеленгаторы способны обнаруживать воздушные цели на дальностях, позволяющих максимально использовать возможности зенитных комплексов малой дальности и ближнего действия.
Между тем это далеко не весь список «козырей» атомных подводных крейсеров данного семейства. Помимо анонсированной специалистами «Naval Group» и Агентства закупок вооружений МО Франции программно-аппаратной адаптации боевых информационно-управляющих систем субмарин к применению перспективных тяжёлых торпед F21 «Artemis» и тактических ракет большой дальности «SCALP Naval / MdCN», «снаряжение» «Барракуд» пополнится уникальным ЗРК самообороны подводного базирования A3SM, разработанным совместным подразделением концернов MBDA и DCNS. Ключевым элементом комплекса A3SM (Arme Anti-Aérienne pour Sous Marins) является «зенитная» модификация ракеты воздушного боя средней дальности MICA-IR (с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения: 3-5 мкм и 8-12 мкм соответственно), размещаемая в защитной стартовой капсуле, запускаемой из 533-мм торпедных аппаратов подлодки.
Уже в обозримом будущем подводный вариант запуска ракет VL MICA-IR в версии A3SM можно будет считать крайне «тревожным звоночком» не только для экипажей противолодочных вертолётов и самолётов Ил-38Н, осуществляющих гидроакустическую разведку и мониторинг надводной обстановки на наиболее опасных участках ТВД, но и для лётного состава тактической авиации, задействованного в завоевании господства в воздухе или воздушном патрулировании на дальних подступах к зонам A2/AD ВКС России. И никакого преувеличения здесь нет, ведь подводный пуск данных ракет может быть осуществлён совершенно неожиданно для экипажей самолётов-потенциальных целей, в то время как зафиксировать работу инфракрасной ГСН с помощью штатных средств предупреждения об облучении или станций РТР невозможно, а оптико-электронные станции обнаружения атакующих ракет (по ИК-излучению от факелов двигателей) установлены далеко не на всех типах самолётов морской авиации или ВКС России.
И даже в случае своевременного обнаружения факта выхода ракеты MICA-IR из морских глубин избежать перехвата будет крайне сложно. Почему? Во-первых, потому, что современный двухспектральный матричный фотоприёмник ракеты MICA-IR обладает отличной помехозащищённостью с возможностью селекции реальной цели на фоне «роя» тепловых ловушек и даже средств оптико-электронного противодействия. Во-вторых, в связи с возможностью получения повторного целеуказания/коррекции (в случае срыва «захвата») от удалённых самолётов ДРЛО и бортовых РЛС западных истребителей по радиоканалу «Link-16» (участие подлодки-носителя в данном случае не потребуется). В-третьих, в связи с высочайшей маневренностью ракет семейства MICA, которая достигается благодаря применению газоструйной системы ОВТ в период выгорания твердотопливного заряда двигателя (на этом этапе располагаемые перегрузки MICA-IR/EM могут доходить до 55 ед.).
Спасением от столь коварной тактики применения оборонительного комплекса подводного базирования A3SM могут быть лишь полёты на высотах более 10 км, вне высотного потолка поражения ракет семейства MICA в «зенитной» версии. К сожалению, в условиях высокоинтенсивных боевых действий на морском/океанском ТВД предусмотреть вышеперечисленные моменты вряд ли представится возможным, равно как и эффективно подавить каналы подводной связи, по которым может быть передано целеуказание для операторов комплекса A3SM.
Изделие «358» представляет большой интерес уже на уровне основных идей и концепций. Общая архитектура и решаемые задачи позволяют отнести его к классу зенитных ракет. Некоторые особенности конструкции и профиль полета заставляют вспомнить о барражирующих боеприпасах. При всем этом, ракетный комплекс в целом отличается простотой и обходится без сложных наземных средств.
Saqr-1 построена в цилиндрическом корпусе, на котором размещено четыре Х-образных набора плоскостей разной формы и назначения. Корпус ракеты сделан разъемным и состоит из нескольких отсеков; плоскости тоже снимаются. Это упрощает перевозку в зону боевых действий и доставку на позиции. В ходе подготовки к запуску расчет собирает все агрегаты в единое изделие, причем этот процесс не требует особого оснащения и навыков.
Общая длина ракеты в стартовом положении – 2,75 м, диаметр корпуса – 152 мм. Масса – ок. 50 кг. Для запуска под корпусом подвешивается твердотопливный стартовый двигатель длиной 1,8 м и массой 15 кг.
Ракета имеет нетипичную маршевую силовую установку. В этом качестве используется малогабаритный турбореактивный двигатель, помещенный в хвосте корпуса. Перед ним находятся симметричные бортовые воздухозаборники. Стартовый твердотопливный двигатель разгоняет ракету до 600 м/с, а маршевый обеспечивает вдвое меньшую скорость. В зависимости от режима полета, дальность оценивается от 10 до 50-100 км.
«358» оснащена инфракрасной головкой самонаведения и автопилотом. Последний имеет средства навигации, дающие ему особые возможности. Как сообщается, ракета способна сразу после старта захватить цель и навестись на нее. Также предусмотрен режим барражирующего боеприпаса. В этом случае изделие поднимается на некоторую высоту и начинает описывать восьмерку, осуществляя поиск цели. При ее обнаружении осуществляется захват и последующее поражение. Продолжительность такого полета может достигать 15 мин.
Изделие несет осколочно-фугасную боевую часть массой не менее 10 кг. Предусмотрен взрыватель с неконтактным подрывом. Используется 16 лазерных датчиков цели.
В целом иранскую ракету «358» можно считать одной из самых интересных современных разработок в области ПВО. Она построена на основе нескольких актуальных идей и новых решений, за счет чего удалось получить удачное сочетание технических, боевых и эксплуатационных характеристик. Кроме того, достигнуты особые боевые возможности, отсутствующие у других современных ЗРК.
В первую очередь, обращает на себя внимание технический облик изделия. Ракета отличается простотой конструкции, которая к тому же выполнена разборной. При этом достигаются высокие технические и боевые характеристики. Как показала практика, летные данные, штатная ГСН и БЧ достаточны для борьбы с различными воздушными целями.
Особый интерес представляет идея поиска целей в двух режимах. При наличии цели в зоне досягаемости, изделие летит к ней как простая ЗУР. В противном случае ракета может оставаться в заданном районе и буквально осуществлять дежурство до момента обнаружения противника. Способность ракеты барражировать позволяет повысить вероятность перехвата воздушной цели, назначенной при пуске или внезапно появившейся. Кроме того, сокращается общий расход боеприпасов.