Новые авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" являются воплощением будущего кораблестроения, уверены в США. Однако им нечего противопоставить новым гиперзвуковым ракетам России и Китая, кроме кабинетной отваги американских адмиралов
// rg.ru
«Непредсказуемый «Циркон» оспорит доминирование авианосных ударных групп», появление ГПКР поначалу не вызвало беспокойства у командования ВМС США, так как во время строительства авианосца «Джеральд Р. Форд» в конструкторскую документацию изменения не вносились. Американцы считали, что технология «стелс» и оснащение кораблей охраны новейшими противоракетами RIM-174 SM-6 ERAM обеспечат оборону флагмана авианосной ударной группы (АУГ) на длительную перспективу.
Однако в июле 2019 года американское издание Washington Examiner опубликовало статью «Nightmare weapon»: Sen. King warns hypersonic missiles are the longbows of modern warfare, в которой отобразило диалог между сенатором Ангусом Кингом и директором Объединенного штаба ВМС США вице-адмиралом Майклом Гильдеем, которого Дональд Трамп рекомендовал на пост руководителя военно-морских операций.
Суть диалога состояла в том, что сенатор Кинг, указывая на опасность российской ГПРК «Циркон», в качестве примера для твердолобого адмирала привел битву при Азенкуре (1415), в которой 6 000 англичан, вооруженных длинными луками, разгромили 36 000 французских рыцарей и пехотинцев. Проводя дальнейшую аналогию Кинг, отметил, что ракета «Циркон» — это тот же английский длинный лук при Азенкуре. На вопрос Кинга о том, что будет делать Гильдей, являясь командиром новейшего авианосца «Джеральд Р. Форд», когда из Мурманска прилетят ГПКР «Циркон», бравый вице-адмирал ответил: «Буду защищаться как могу, сэр!»
Конечно, кабинетная отвага (слушание проходило в одной из комнат Сената) адмирала Гильдея похвальна, так и должен отвечать командующий. Несмотря на такой ответ, Комитет по вооруженным силам Сената по результатам беседы с адмиралом обозначил опасность гиперзвуковых ракет, против которых нет средств поражения. Последующие выводы Исследовательской группы Конгресса по системе ПРО США лишний раз подтвердили эти опасения. Поэтому Сенат и Конгресс рекомендовали Правительству США выработать меры по сдерживанию или запрету гиперзвуковых комплексов.
Действительно, появление ГПКР "Циркон" напрямую влияет на морские операции, которые США в будущем планируют проводить с участием авианосцев. Несмотря на предупреждения экспертов о том, что боевой радиус палубной авиации почти в два раза меньше дальности действия "Циркона", адмиралы из Объединенного штаба ВМС полны оптимизма, так как возлагают надежды на беспилотники MQ-25 Stingray (воздушный топливный заправщик), который должен увеличить боевой радиус палубной авиации до 1 000 морских миль.
Вице-адмирал Майкл Гильдей, уже в ранге руководителя Военно-морских операций, выступая 5 декабря 2019 года на оборонном форуме (USNI Defense Forum) в Вашингтоне, акцентировал внимание на том, что США "сделали значительные инвестиции в авианосцы". Данный класс кораблей составляет 75 процентов того состава ВМС, который будет существовать до 2030 года. Отвечая критикам авианосцев, он сказал следующее: "Есть альтернативные концепции военно-морских операций, которые мы должны разработать и которые мы должны протестировать, и мы не собираемся делать это на этапе сертификации авианосной ударной группы для боевого развертывания. Мы должны сделать это в крупномасштабных учениях, вот где мы будем экспериментировать с беспилотниками. Именно там мы будем экспериментировать с новыми возможностями"
Из всего этого можно сделать вывод, что ВМС США не откажутся от авианосцев как минимум до 2050 года. При этом они будут совершенствовать средства обороны против ГПКР. К тому же авианосцы класса "Джеральд Р. Форд" в количестве 5 боевых единиц должны войти в состав ВМС США до 2034 года.