Реклама Google — средство выживания форумов :)
Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения.
...
Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска.
...
Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.
Примерно год назад руководство российского Министерства обороны рассказало о первых случаях боевого применения оперативно-тактических ракетных комплексов 9К720 «Искандер» в рамках операции в Сирии. Несколько дней назад появились новые сообщения о подобной работе ракетных комплексов. Отмечалось, что в ходе реальных боевых пусков ракетные комплексы показали высокие характеристики и справились с поставленными задачами. Таким образом, ОТРК «Искандер» сумели подтвердить свои возможности в условиях реального конфликта низкой интенсивности.
Чистая перекись водорода не детонирует ни при механическом ударе, ни при пулевом простреле.
Дальнейшие работы по освоению ВПВ продолжались в КБЭМ с 1972 г. применительно к
двигателю РД-510 на топливной паре «ВПВ – керосин». Разработка велась по техническому заданию
ЦКБЭМ, предусматривавшему создание 12-тонного ЖРД, регулируемого в широком диапазоне, с
многократным запуском и большим ресурсом, для блока мягкой посадки и взлета лунного ракетного
комплекса H-1 – Л-3М.
Разработка началась в 1969 г. и продолжалась до 1973 г. Далее в связи с прекращением
разработки комплекса H-1 – Л-3М работы по РД-510 продолжились уже как научно-исследовательские
с задачей создания экспериментального двигателя для дальнейшего освоения ВПВ и создания научнотехнического задела по двигателю на этом окислителе.
Эффективность внедрения указанной топливной пары обеспечивалась главным образом двумя
обстоятельствами: во-первых, улучшаются баллистические характеристики ракеты за счет
повышенной плотности топлива по сравнению с освоенным штатным топливом (АТ-НДМГ) при
практически тех же значениях удельного импульса; во-вторых, использование ВПВ в паре с
керосином позволяет решить проблемы экологической безопасности.
Двигатель РД-510 разрабатывался по той же замкнутой схеме, что и РД-502. Замена
пентаборана керосином обусловила, естественно, возврат к традиционной схеме охлаждения камеры
керосином. Это позволило не только существенно улучшить массовые характеристики двигателя, но и
уменьшить количество теплоты, остающейся в конструкции двигателя после его выключения.
Последнее обстоятельство особенно важно учитывать для ЖРД многократного включения в полете
при наличии ограничений на интервалы времени между включениями.
В связи с тем, что по удельному импульсу тяги в паре с широко распространенными горючими
перекись не имеет существенных преимуществ перед другими окислителями, например тетроксидом
азота, область ее применения постепенно сужалась. В настоящее время единственной страной, в
которой ВПВ сравнительно широко применяется в ракетно-космической технике, является Россия:
парогазогенераторы ТНА двигателей первой и второй ступеней РН «Союз-У», а также микро-ЖРД
системы управления спуском СА кораблей серии «Союз» работают на перекиси водорода.
Тем не менее по результатам НИОКР и реальных разработок ВПВ как окислитель была признана
весьма перспективной по критерию «стоимость/эффективность». Время разработки и запуска в
производство двигателей на «ВПВ – керосине» составляет от половины до четверти аналогичного
времени для ЖРД на «жидком кислороде – керосине» и одну пятую – одну десятую для двигателя на
«жидком кислороде – жидком водороде» открытого цикла. Это доля еще меньше для аналогичных
ЖРД замкнутого цикла.
Комбинация «перекись водорода – керосин» имеет ряд важных характеристик, которые делают
ее весьма удобной для использования в ракетах, особенно в обстоятельствах, где необходимо
регулирование тяги в широком диапазоне. Ее исключительные преимущества: среди комбинаций
жидкого топлива «перекись водорода – керосин» имеет одну из самых высоких плотностей топлива
(примерно 1270 кг/м3), баки перекиси могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов. С ней
относительно удобно обращаться, в отличие от других окислителей; она не испускает ядовитых паров
при хранении и не оставляет после сгорания токсичных веществ. С экологической точки зрения эта
топливная комбинация сопоставима с топливом «жидкий кислород – жидкий водород».
Использование этой комбинации может гарантировать, что затраты на разработку и поставку
ЖРД и РН будут низкими и минимизируют работы по подготовке ДУ к запуску.
Экспериментально был подтвержден удельный импульс в пустоте 329,5 сек.
В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.
На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.
Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д. К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.
29 ноября 2005 года был произведён учебный запуск баллистической ракеты РС-12М "Тополь" с космодрома Плесецк по цели на камчатском полигоне Кура. К тому моменту ракета находилась в эксплуатации уже 20 лет. Это был первый случай в практике, не только отечественного, но и мирового ракетостроения, когда был успешно реализован столь сложный запуск ракеты, эксплуатировавшейся на протяжении столь продолжительного времени.
Министерство обороны РФ планирует продлить эксплуатацию межконтинентальных баллистических ракет комплексов "Тополь-М", "Воевода" и УР-100Н. Работы по продлению сроков службы ракет должны быть закончены в 2020 году. Соответствующий документ размещен на портале госзакупок.
Для проведения соответствующих работ Минобороны выделяет более 900 млн. рублей, подрядчик будет выбран на закрытом аукционе 10 декабря 2018 года. На выполнение работ "в обеспечение продленных сроков эксплуатации ракетных комплексов стратегического назначения 15П135, 15П118М, 15П155 и 15П165", отводится 2 года, окончание работ планируется на 10 ноября 2020 года.
Индексами 15П155 и 15П165 обозначаются ракетный комплекс "Тополь-М" в подвижной и шахтной версиях, индекс 15П118М — ракетный комплекс "Воевода" (НАТО - Сатана), индекс 15П135 обозначает советскую межконтинентальную баллистическую ракету шахтного базирования УР-100Н".
Ранее сообщалось, что МБР УР-100Н УТТХ на первоначальном этапе может стать носителем для гиперзвукового комплекса "Авангард", в дальнейшем планируется заменить ее на "Сармат".
Отметим, что ракетный комплекс "Воевода" и МБР УР-100Н являются советскими разработками 70-х годов 20 века, а разработка РК "Тополь-М", начавшаяся еще при СССР, была закончена уже в России.
Вообще это вопрос о создании баллистической РСД, стоимость серийного выстрела которой будет меньше стоимости самолёто-вылета бомбардировщика или штурмовика (с учётом цены передового базирования) на аналогичную дальность или выстрела крылатой ракетой. Рассматриваем доставку ВТО. Баллистическую - потому, что скорость реагирования выше чем у авиации и крылатых ракет, а пролёт через космос формально не нарушает суверенитет воздушного пространства других стран, естественно и падения ступеней на них не должно быть.
Как альтернативу авиационной поддержки действий сухопутных сил. Без авианосцев или передовых авиабаз.