LtRum> Но не F-35B. Так ведь?
Нет. Именно F-35B и применялись.
Полл>> F-35B еще не применялись,
Применялись - при ударах по целям в Афганистане
Интересные видеокадры дозаправки топливом в воздухе истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35B Lightning II из состава 211-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (VMFA-211) авиации Корпуса морской пехоты США в ходе первого боевого вылета американских истребителей этого типа,…
// bmpd.livejournal.com
Самолеты F-35B из состава VMFA-211, приданные 13-му экспедиционному батальону морской пехоты (13 MEU), совершали вылет с американского универсального десантного корабля LHD 2 Essex, находившегося в Аравийском море на расстоянии более 1000 морских миль от цели, поэтому вылет совершался с дозаправками в воздухе от самолетов-заправщиков Boeing KC-135R Stratotanker из состава 141-го заправочного авиационного крыла ВВС Национальной гвардии штата Вашингтон. Нанеся удар управляемыми авиационными бомбами GBU-12 Paveway II и GBU-32 JDAM по объектам афганских талибов, самолеты F-35B произвели промежуточную посадку на авиабазе в Кандагаре в Афганистане, после чего вернулись на корабль. Данный вылет стал боевым дебютом самолетов семейства F-35 в вооруженных силах США.
Самолеты F-35B в данном вылете были оснащены подвесными пушечными контейнерами GAU-22 с 25-мм пушкой под фюзеляжем, а также так называемыми "линзами Люнеберга" для сокрытия истинной ЭПР самолета.
Харриеры применялись в Афганистане довольно широко и отлично себя зарекомендовали:
25 августа 2004 года, Государственный Секретарь по вопросам Обороны Великобритании объявил о развертывании в подчинения коалиционных сил 6 Harrier GR7 в Кандагаре, Афганистан, на первоначальный пе…
// military-informant.com
Несмотря на характерные проблемы жаркого высокогорного климата Афганистана Harrier в этих условиях девствовал практически ежедневно круглый год. Причем, преимущественно, это дневные вылеты с боевой нагрузкой около тонны и двумя топливными баками, когда температура воздуха на аэродроме в летние месяцы достигает +50 градусов за Цельсием.
Поэтому, наряду с вертикальными посадками, при необходимости посадки в жаркую погоду с неиспользованной боевой нагрузкой и подвесными (в контейнере) прицельно-навигационными системами, практиковали так называемая «вертикальная посадка с пробегом» при посадочной скорости около 170 км/ч (в Европе такие посадки Harrier производят на скоростях около 90 км/ч).
Первоначально эскадрилья «Харриеров» была направлена в командировку в общем порядке на определенный срок (9 месяцев), и когда этот срок истек, должна была вернуться в Европу. Однако командование миротворческого контингента, увидев на деле выдающиеся качества СВВП, особенно важные в афганских условиях (неприхотливость в базировании, быстрая реакция на вызов при дежурстве на передовых оперативных площадках, большая боевая нагрузка и способность действий с коротких ВПП), добилось решения военного руководства (а такое решение утверждается британским парламентом) о продлении сроков командировки для этой эскадрильи. Очередное такое продление сроков действовало с 30 июня 2006 года до 31 марта 2007 года. Как оказалось, при современном состоянии ВПП аэродрома Кандагар из находящихся на вооружении стран коалиции истребителей и штурмовиков с нее могут действовать только «Харриеры».
Хорошие СКВВП и на суше могут то, что не могут самолёты горизонтального взлёта/посадки - неплохо их дополняя. Особенно в специальных операциях.