Mikhal> Проверил ещё бумагу с ЖС. выдержала около 30-40 атм. В 2 раза больше, чем на ПВА. Изъяны в намотке имелись, но ЖС их прощает гораздо лояльнее, чем ПВА.
Именно так!
У меня был такой же результат в косвенных экспериментах:
(
РДТТ конструкции технологии материалы - XV [SashaPro#22.10.07 08:30])
Но этот результат очень не понравился Serge77, и он начал дискредитировать меня за это:
(
Споры с SashaPro [Serge77#18.05.09 19:39])
так как он всё время работал только с ПВА.
Mikhal> Интересен характер разрушения: отрыв заглушки (а так результат мог быть и по-лучше).
Именно так происходит, когда уже все возможные способы по упрочнению исчерпаны, а главная проблема так и осталась не решена. Прочность бумажных корпусов в целом плюс/минус при этом повышается, но ещё далека от своего расчётного предела, так как есть концентраторы напряжений в целой конструкции, которые не дают добиться этого результата. И есть только одно правильное решение такой проблемы, которое позволит выжать из бумаги её разрывной максимум удельной прочности. И это даже не подливание эпоксидки в торец, и даже не саморезы в корпус. Это всё равно ведёт к потерям прочности от 2х до 3х раз и более, а узлы заглушек и сопловых блоков так и будут разрушаться.
У себя я такую картину начал наблюдать, когда и силикатный ватман начал давать осечки на запасах прочности 2...3 от расчётного разрывного максимума (это когда мне захотелось приподнять рабочее давление с (5…10)атм до (15…20)атм…), при этом так же происходило продольно-осевое разрушение сегментных сборок и выбивание заглушек:
РДМ-60-10 №1 (
РДМ-60-10 №1 (НН-Сорбит-S 60%-30%-10%) №1 - YouTube)
РДМ-60-10 №2 (
РДМ-60-10 №2 (НН-Сорбит-S 60%-30%-10%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №4 (
РДМ-60-13 №4 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №5 (
РДМ-60-13 №5 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №6 (
РДМ-60-13 №6 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №7 (
РДМ-60-13 №7 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №8 (
РДМ-60-13 №8 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) №1 - YouTube)
РДМ-60-13 №16 (
РДМ-60-13 №16 (НН-Сорбит-S 65%-30%-5%) - YouTube)
В двигателях РДМ-60-13 под номерами 3,9,10,11,12,13,14,15,17,19 а так же 23,24 присутствовали такие факторы, как сниженное давление (из-за избыточного разгара сопла, пропитанного органикой), которое повышало фактический запас прочности до 4...5 единиц, что не способствовало осевому разрушению корпуса, и некоторые двигатели даже успешно дорабатывали до конца. Ещё там были удачные сборки с почти правильным решением стыковки сегментов и заглушек, но оно не имело воспроизводимости. И ещё там была наложена проблема горения карамели по перегородкам из-за несовершенства технологии сборки такого заряда, которая приводила к RUD.
Последней отправной точкой на проведение целенаправленного практического исследования данного вопроса о недостаточной осевой стойкости стал вот этот "пуск" ракеты:
РМ-65-13 №2 (
РМ-65-13 №2 (НН-Фруктоза-Сорбит-S 62%-22%-11%-5%) - YouTube)
где просто и легко выбило заглушку.
Тогда стало понятно, что проблема имеет место быть, а все ранее применяемые решения не давали её надёжного и полного устранения.
Далее я не публиковал данные своих испытаний, так как я не нашёл аналогичного решения у других любителей, но проанализировав большинство прочих любительских конструкций укрепления заглушек, пришёл к выводу, что точно такая же проблема существует и у них.
Поэтому пока решил оставить данное решение за собой в качестве преимущества.
А на то был положен целый год экспериментов и испытаний:
где двигатели РДМ-60-13 под номерами 23 и 24 стали проверочной базой (в них по максимуму были исключены прочие факторы разрушений, чтобы выделить именно осевую непрочность), после чего я ещё провёл очень важный эксперимент, который помог натурно доказать что именно не работает и почему и то только методом исключения (зима 2015г). И это было только начало разработке новой технологии, которую ещё пришлось заставить работать надёжно, и это получилось совсем не сразу.
Эта технология отрабатывалась на двигателях (почти всех их нет в моих публикациях):
РДМ-60-4 №25;
РДМ-60-4 №26;
РДМ-60-4 №27;
РДМ-60-4 №28;
РДМ-60-4 №29;
РДМ-60-5 №30;
РДМ-60-5 №31;
РДМ-60-5 №32;
РДМ-60-5 №33;
РДМ-60-5 №34;
РДМ-60-5 №35;
И только здесь получилось добиться технологически воспроизводимого результата.
Но было важно, что это работало, так как на запасах прочности 1,5 никакой статистики отказа просто не было. Малейшая погрешность в исполнении и отказ будет 100%. А допустить такую погрешность в условиях минимизации массы корпуса было проще простого. Для упрощения эксперимента я тогда перевёл эти двигатели на простой ватман, так у него расчётная разрывная прочность была всего (25...30)атм вместо (40...50)атм для силикатного при 6 слоях намотки на диаметре 60мм. Это так же имело ещё хорошую маскировку моих действий, так как введение дополнительных закрытых конструкций увеличивало массу корпуса, но корпус из ватмана весил меньше, чем из силикатного ватмана и КМС не менялся. Что легко путало невнимательных всезаек. Но важно, что при рабочих 15атм снижался запас прочности, так как именно он позволял работать в тех условиях осевых нагрузок на корпус, когда видно было, что там работает, а что нет. Везение таким образом полностью исключалось.
И вот были испытаны два контрольных двигателя:
РДМ-60-5 №36;
РДМ-60-5 №37;
где важным конструктивным элементом были именно осевые вклейки в постой бумажный корпус из ватмана - это две заглушки: одна в сопловом блоке (конус) и одна плоская (заглушка), причём важно, что глубина простой телескопической вклейки на простой силикатный клей без всяких эпоксидок, саморезов и пр. была всего 12мм на диаметре 60мм! И их не выбило! При этом рабочее давление порядка 15атм, а предельное порядка 25атм.
Потом был пуск с неудачным пластичным топливом:
РДМ-60-5 №38 (ракетный).
А далее я уже решал проблемы с удлинением заряда и его технологии сборки в длинном многосегментном исполнении...
Mikhal> Следующий эксперимент - обойтись без клея! Нет клея - нет усадки (ЭД в расчёт не беру). Нет усадки - нет изъянов.
Плохая идея.
Слои обязательно должны быть проклеены между собой.
Я клеил на разведенном жидком стекле по два слоя за раз и там ещё было много особенностей таких, как предварительное размягчение силикатного ватмана и пр. Пропусков вообще не было. Именно так сформировалась моя система параметризации моих двигателей по удлинению, где длины были 6…11…16, что равно (5…5*2…5*3)+1, где удлинение 5=60*5=300мм длина и 420мм ширина листа на два слоя. Это примерно формат А3 и таких помещается ровно 4 шт на листе формата А1 с минимальными издержками по раскрою. Для 6 слойного РДМ-60-6 уходило на цилиндрическую часть корпуса соответственно 0,75А1, для РДМ-60-11 - 1,5А1 и для РДМ-60-16 - 2,25А1.