Сверхтяжелые ракеты SpaceX могут стать носителем первого легального оружия массового поражения на орбите.
// www.popmech.ru
В последних открытых документах ВВС США речь идет о вольфрамовых стержнях длиной 6,1 м и диаметром 0,3 м, массой по 9 т. На заднем конце такого стержня размещаются простейшие рули и миниатюрная система управления, способная обеспечить круговое вероятное отклонение менее 30 м. Ударяя в цель, такой снаряд будет двигаться на скорости 3,4 км/с, набирая кинетическую энергию 5,8 млн джоулей на каждый килограмм массы. Для сравнения: тротил при взрыве высвобождает менее 4,2 млн Дж/кг. Падающий с небес вольфрам оказывается мощнее обычной взрывчатки, а целый вольфрамовый лом будет иметь тротиловый эквивалент не менее 11,5 т.
Все изменилось с появлением SpaceX. Новый космический игрок уже готовит к серийному запуску полнопоточный ракетный двигатель закрытого цикла Raptor. На его основе создается двухступенчатая ракета BFR, и прототип ее второй ступени должен подняться в воздух уже в этом году. Благодаря мощному многоразовому носителю SpaceX собирается снизить стоимость вывода грузов в космос, по словам Илона Маска, «в 50 тысяч раз». При этом даже в базовой версии она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту 100 т, а впоследствии грузоподъемность будет увеличена еще в полтора раза. Даже если Маск не достигнет намеченной цели, запуск серийной BFR вряд ли будет дороже 5 млн долл. То есть доставка к цели одного «стержня бога» выйдет не дороже полумиллиона.
Казалось бы, это чересчур дорого. Однако каждый час полета B-2 стоит более 150 тыс. долл., а для удара по цели дозвуковой бомбардировщик требует не менее 10 летных часов. Да и стоит он более 3,3 млрд. При этом тротиловый эквивалент неядерных бомб, доставляемых В-2 к цели, составляет лишь 10–15 т, как у одного-единственного вольфрамового стержня (BFR сможет нести 10–15). Удар B-2 можно остановить ПВО. А вот уничтожить более десятка тугоплавких ломов на гиперзвуке будет трудно и перспективной С-500.
Ракета BFR изначально разрабатывается для быстрой подготовки к пуску и высокой «оборотистости». Ее первая ступень, подняв на высоту вторую, сможет тут же садиться обратно и готовиться к следующему старту. При этом специальная модификация BFR Tanker дозаправит носитель прямо на орбите. Это позволит не слишком заботиться об экономии топлива (ведь стержни для сброса на Землю надо как-то притормозить) и активно уходить от ударов вероятного противника. В SpaceX планируют выйти на рабочий темп запусков с периодичностью всего в пару часов.
Судя по сложившемуся положению вещей, в ближайшие годы ни у России, ни у Китая, ни у какой-либо другой страны мира аналогов SpaceX BFR не будет. Дело не только в том, что наша космическая отрасль страдает от нехватки кадров и падения качества. Важнее другое: пока никто, кроме SpaceX, даже не ставит перед собой задачи создания сверхтяжелой и при этом полностью многоразовой ракеты, подходящей для быстрого запуска и дозаправки на орбите.
Если американские военные действительно используют BFR в качестве носителей, способных обеспечить быстрый глобальный удар, то на некоторое время они окажутся здесь монополистами. При этом такое орбитальное оружие будет вполне легальным, ведь оно не несет ядерных боеголовок. Остальным державам останется догонять одновременно и Пентагон, и SpaceX. Задача, прямо скажем, крайне трудная.