При космическом базировании пилотируемого МТА,
предназначенного только для межорбитальной транспортировки экипажа и
грузов, компоновочное решение (как и весь аппарат) может быть
упрощено. В качестве примера представлено компоновочное
решение МТА (проект США), предназначенного для доставки на
борт космической станции требующего осмотра и/или ремонта
другого космического объекта (например, геостационарного ИСЗ).
Очевидно, что на схемное решение МТА наличие на борту экипажа
накладывает весьма ощутимый отпечаток, предопределяя, в первую
очередь, возврат аппарата вместе с экипажем на базовую низкую
орбиту, а также наличие соответствующих систем и отсеков,
обеспечивающих жизнедеятельность людей на его борту. Исходя из массы
предполагаемого транспортируемого груза и учитывая характер
задачи (или задач), можно делать оценки энергетических и массовых
характеристик аппарата в целом. В качестве примера ниже рассмотрены
результаты расчетов, выполненных в рамках этого проекта. В
исходных данных предусматривался экипаж из двух человек,
предназначенный для обслуживания космических объектов на геостационарной
орбите; масса полезного груза, доставляемая на эту орбиту, — 5500 кг,
масса полезного груза, возвращаемая на базовую орбиту, — также
5500 кг. Укрупненная массовая сводка такого МТА приведена в
табл. 25.3.
Укрупненная сводка МТА (в кг)
Стартовая масса 90 540
Отсек экипажа (включая запасы продуктов) 3193
ДУ (включая конструкции топливных баков) 4168
Подвесные баки (сухая масса), 3 шт. 5130
Целевое оборудование 2577
Общий запас топлива 75 472
Из-за значительной стартовой массы на базовой орбите при
разработке этого проекта было заложено схемное решение, предполагаю-
щее сборку МТА на орбите. При этом составные части МТА
доставляются на орбиту за четыре рейса средств выведения
соответствующей грузоподъемности в следующей последовательности.
(из квантов масс очевидно, что речь о шаттле - F.)
Первым рейсом доставляется базовая конструкция, включая запас топлива в
ее баках. Кроме ДУ в состав базовой конструкции входят отсек
экипажа и панели солнечных батарей (т.е. МТА без подвесных баков).
Суммарная масса базовой конструкции составляет 26,6 т. Следующие три
рейса предназначены для доставки подвесных топливных баков.
Каждым рейсом доставляется один топливный бак вместе с запасом
топлива (масса приблизительно 21,5 т). Топливные баки крепятся к
базовой конструкции под углом 120° один относительно другого. После
завершения работ на геостационарной орбите и возврата МТА на
низкую орбиту ИСЗ подвесные баки сбрасываются с базовой
конструкции и, чтобы не засорять космическое пространство вокруг Земли,
за счет небольшого импульса переводятся на траекторию входа в
атмосферу, где и сгорают.
межорбитальный транспортный аппарат
(МТА) является средством, предназначенным для выполнения
транспортных задач в космическом пространстве, связанных с
необходимостью целенаправленного изменения траектории движения
полезного груза с помощью двигательной установки. Эти задачи вытекают
из рассмотренных ранее задач КРК. Их перечень может выглядеть
следующим образом:
• доставка полезных грузов на высокоэнергетические орбиты ИСЗ
с высотами до 70 000 км при наклонениях 0... 115° с возможным
возвратом на низкую базовую орбиту ИСЗ;
• сборка и обслуживание крупногабаритных объектов и
пилотируемых платформ;
• запуски к Луне и планетам Солнечной системы, астероидам,
Солнцу.