Большая статья о космонавтике и практически ничего о России. Очень странная ситуация. Даже при Ельцине, когда Россия разваливалась российская космонавтика жила. А когда Россия возродила промышленность, модернизировала армию, подняли благосостояние людей, российская космонавтика практически умерла. Руководить Роскосмосом назначают не специалистов, как раньше( Королев, Мишин, Глушко), а в качестве наказания. И назначают людей, которые в космонавтике ничего не смыслят. Совершенно непонятно, почему гробят российскую космонавтику
// www.trv-science.ru
Среди самого удивительного — частные космические компании в Китае. Конечно, их очень сильно поддерживает государство. Однако поражает, что там работает множество ракетных стартапов, уже запустивших свои ракеты. И уже есть успешные старты.
...
— Хорошо. Еще несколько вопросов общего плана… Последние годы частные космические компании набирают обороты. Почему так сложилось и что будет дальше?
—
Здесь очень важно понимать, что частные космические компании из себя представляют в разных странах. Если взять США или Европу, то там космическую технику всегда изготавливали частные компании. Развивались авиакомпании, космические агентства подмечали их и заключали контракт на изготовление техники для работы за пределами земной атмосферы. Когда говорят о новых частных компаниях в США, то имеют в виду выход на сцену новых игроков.
Компании, работавшие раньше, прошли через процедуры объединений: вспомним гигантов Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, которые прошли большое количество слияний. Сначала было много мелких предприятий, боровшихся за рынок; кто-то банкротился и покупался другой компанией. Одна из причин потери Америкой технологий полета на Луну заключалась в том, что когда программа «Аполлон» закрывалась, то связанные с ней компании лишились договоров и финансирования, стали разоряться, терять сотрудников и архивы…
Эти компании покупались по дешевке другими компаниями, а космические отделы за ненужностью сокращали и объединяли. Вся беда крылась в организационно-финансово-экономической составляющей.
В мире много крупных космических компаний, которые в России обычно называют государственными, хотя на самом деле они акционерные. Государство не играет в их управлении решающей роли, как в российских госкорпорациях. У нас, увы, в этом мало понимают. Крупнейшая европейская компания Airbus Group, в том числе занимающаяся космонавтикой, имеет множество подразделений, выглядящих как отдельные компании.
— Здесь важно различать заказчика и исполнителя…
— Да. Российское заблуждение, наверное, состоит в том, что крупные оборонные компании обязательно контролируются государством. Мы так привыкли. А за рубежом частные компании, выполняют, например, заказы оборонных ведомств.
Просто у нас в России сложилась странная ситуация, когда госкорпорация «Роскосмос» сама себе заказчик и сама себе исполнитель. Понимаете, да? Госкорпорация «Роскосмос» заказывает у своих же предприятий продукцию и одна всё контролирует. Такова российская тенденция. Это многих путает.
По закону о космической деятельности главным человеком по космонавтике в России является президент. Именно он отвечает за всю космическую политику и несет всю ответственность за успехи и провалы. А правительство утверждает федеральную космическую программу, которая выделяет финансирование на десятилетия.
Получается довольно громоздкая структура: разделение ответственности между президентом, правительством и госкорпорацией «Роскосмос». Зачастую не очень понятно, кто должен нести ответственность за то или иное событие.
— А если говорить о Поднебесной, там кто — генеральный секретарь компартии несет полную ответственность за то, что происходит в космосе?
— Здесь мне сложнее сказать с точки зрения законов. Конечно, утверждается долговременная госпрограмма.
В Китае есть две крупных конкурирующих госкорпорации. Там непростая структура принятия решений. Я сейчас не готов всё разложить по полочкам. Но я рекомендую всем читать сайт «Новости космонавтики» 5. Одноименный журнал был закрыт Дмитрием Олеговичем Рогозиным, но сайт функционирует, он независимый. Там очень много хорошей аналитики по китайской космонавтике.
Экономика в Китае плановая, но я уже говорил, что есть огромное количество частных компаний, которых допускают на космодромы, продают им элементы ракет, разработанных по госпрограмме.
— Поразительно…
—
Частная космонавтика в Китае — разветвленная структура. Пока неясно, почему в них так много вкладывают денег и частные инвесторы, и государство. Пока что они запускают экспериментальные ракеты. Посмотрим, какие заказы они будут дальше выполнять.
— Тогда получается, что нужно договориться о терминах, и
в идеале частная космонавтика — когда частный заказчик заключает сделку с частным производителем…
- ППКС
— …а государство является лишь регулятором. Тот, кто производит космическую технику, платит налоги государству, государство дает разрешение на запуск. Можно вспомнить, что NASA никакого отношения к частным космическим компаниям в США не имеет. Их деятельность регулирует Федеральное агентство по авиации. Оно выдает лицензии частным компаниям. NASA занимается чисто своей государственной научной составляющей и совершенно не курирует предприятия, создающие космическую технику. Это очень важный момент.
...
— Однако все-таки вначале деньги влил Левиафан…
— Конечно,
сам Илон Маск признавал, что именно NASA позволило его компании окрепнуть. Контракт на доставку грузов на МКС стал решающим. Это был основополагающий контракт, без которого SpaceX не стало бы той компанией, которую мы знаем.
...
Конечно, государство сильно влияло на SpaceX.
В какой-то момент SpaceX судилась за контракты Пентагона. В конечном итоге им разрешили запускать и военные нагрузки. Мы понимаем, что SpaceX получила очень много госзаказов от двух главных государственных организаций США, которые располагают деньгами на космос: это NASA и Пентагон. При этом SpaceX выполняет очень много коммерческих заказов, она стала компанией № 1 в мире, очень сильно потеснив в конкурентной борьбе Россию, Индию, Европу.
-
Но опять ни слова о том, КАК было достигнуто главное конкурентное преимущество, и каким оно вообще оказалось. Неловко, что ли? Никто не желает об этом вслух говорить!
— Думаю, за счет миссии Polaris Dawn именно 2023 год станет границей, когда мы от частного космического туризма перейдем к частным исследовательским космическим миссиям.
Напомню: миллиардер Джаред Айзекман в 2021 году заказал автономную миссию Inspiration4 у SpaceX. Впервые в истории на пилотируемом корабле в космос, на высоту примерно 500 км, полетели четыре человека, которые не проходили долгую подготовку астронавтов. Тем не менее они на трое суток полетели в космос. Сейчас Айзекман заказал еще три миссии. В рамках миссии Polaris Dawn космонавты вчетвером поднимутся на высоту больше 1000 км. И впервые в истории непрофессиональные астронавты выйдут в открытый космос. Там две женщины будут, они сотрудницы SpaceX, но Айзекман их за свой счет берет с собой. Дальше еще одна миссия на Crew Dragon, потом миссия на Starship.
Айзекман недавно сказал замечательную фразу: в Америке огромное количество миллиардеров поддерживают SpaceX и готовы покупать околоземные миссии и миссии к Луне, чтобы у Маска были деньги летать на Марс.
Мы пришли к интересному моменту: раньше тем, кто рисковал своей жизнью, летел на орбиту, давали, скажем, звание Героя СССР. Это был подвиг. Теперь уже миллиардеры готовы платить огромные деньги и рисковать своей жизнью, чтобы открывать путь в дальний космос. Настоящая революция в частной пилотируемой космонавтике.
- пока есть деньги. Пока много дурных денег. Конечно, лучше и даже с точки зрения человечества полезнее тратить их на СпейсХ, чем вкладывать в биткойн.