[image]

О перспективах частной космонавтики

Рутан, Маск... что дальше?
 
1 4 5 6 7 8 9 10

Naib

аксакал

Дем> Делать может и не сложнее, а вот получать одну и ту же смесь углеводородов сложнее

Вот ничуть. Процесс уже отработан на десятках миллионов тонн топлива.

Дем> Мы не знаем его текущих расходов конкретно на Ф9.

20 лям на подготовку к пуску при живой первой ступени. Доход от пуска пусть 40. По вики расходы годовые около миллиарда. Итого - 25 пусков. Но для выплат по кредитам ему достаточно и меньше.

Дем> А старлинки - уже 1.5 млн абонентов, 2 млрд дохода в год.

Overclockers.ru: SpaceX продаёт спутниковые тарелки Starlink в разы дешевле себестоимости

Каждый набор обходится производителю в тысячи долларов //  overclockers.ru
 

"Таки и ви говор'ите!"
   109.0.0.0109.0.0.0

PSS

литератор
★★☆
Дем> А старлинки - уже 1.5 млн абонентов, 2 млрд дохода в год.

То есть годовая оплата более 1000 долларов? Как-то дорого для системы которая должна была стать аналогом/заменой существующим вариантам. Но действительно

Стоимость обзорной конфигурации терминала Starlink составляет $500, а ежемесячная абонентская плата $100.
 


Впрочем даже так это не сколько доход, сколько объем продаж.
   99

Дем
Dem_anywhere

аксакал

PSS> То есть годовая оплата более 1000 долларов? Как-то дорого для системы которая должна была стать аналогом/заменой существующим вариантам.
Сейчас у них тариф от 90 до 120, смотря от места. Морской тариф 500. В год - х12
PSS> Впрочем даже так это не сколько доход, сколько объем продаж.
Абонентка - чистый доход.
   115.0115.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Дем>> Делать может и не сложнее, а вот получать одну и ту же смесь углеводородов сложнее
Naib> Вот ничуть. Процесс уже отработан на десятках миллионов тонн топлива.
Немцам синтет-бензин зимой 1941 сильно не понравился...
Naib> По вики расходы годовые около миллиарда.
Так тут вопрос на что именно, сверх тех 20 на запуск.
   115.0115.0

spam_test

аксакал

PSS> Плюс даже многоразовый "Фалкон-9" всегда был дороже одноразового "Протона-М" с разгонным блоком. При заметно меньшей полезной нагрузке.
так фалкон после каждого пуска целиком в мусор не превращается. Вроде как сейчас среднее количество запусков на ступень 5.7 для многоразовых. Фалкон вшестеро дороже Протона?
   114.0.0.0114.0.0.0

Alexandrc

аксакал

PSS> Многоразовость само по себе, увы, не поднимает частоту пуска. Наоборот везде пишут, что оправдать многоразовость можно только большим числом пусков.

Так ведь и увеличение количества одноразовых ракет, и многоразовость, это не причина увеличения частоты пусков, а следствие ;)
Вроде ж элементарное - "спрос и предложение" 🤔
   114.0.0.0114.0.0.0

Naib

аксакал

Дем> Немцам синтет-бензин зимой 1941 сильно не понравился...

А неграм (ЮАР) - нравится.

Дем> Так тут вопрос на что именно, сверх тех 20 на запуск.

Да пофиг на что. Зряплата в основном.
   109.0.0.0109.0.0.0
+
-
edit
 

Naib

аксакал

s.t.> так фалкон после каждого пуска целиком в мусор не превращается. Вроде как сейчас среднее количество запусков на ступень 5.7 для многоразовых. Фалкон вшестеро дороже Протона?

При честном расчёте затрат 6 запусков Ф-9 со спасённой первой ступенью ДОРОЖЕ 6 запусков Протона. Ф-9 весьма дорогая ракета.
   109.0.0.0109.0.0.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Дем>> Немцам синтет-бензин зимой 1941 сильно не понравился...
Naib> А неграм (ЮАР) - нравится.
Нюхать?
Там проблема, что целая пачка непредельных углеводородов, а они полимеризуются только так...
   115.0115.0

Naib

аксакал

Дем>>> Немцам синтет-бензин зимой 1941 сильно не понравился...
Naib>> А неграм (ЮАР) - нравится.
Дем> Нюхать?
Дем> Там проблема, что целая пачка непредельных углеводородов, а они полимеризуются только так...

ЮАР давно ездит на синтетопливе из каменного угля. Вот такая у них фишка. Гидрировать непредельщину научились ещё при царе Горохе. Это совершенно не проблема.
   109.0.0.0109.0.0.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Naib> ЮАР давно ездит на синтетопливе из каменного угля. Вот такая у них фишка. Гидрировать непредельщину научились ещё при царе Горохе. Это совершенно не проблема.
Всё равно получается смесь ХЗ чего. Для дешёвого ДВС сойдёт, а ракете на ней летать...
А метан - всегда метан, самый простой углеводород.
   115.0115.0
RU Alexandrc #11.07.2023 09:46
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Кстати, еще о мечтах пускать дешево, немцев, например:

What will become of the German North Sea floating launch site?

Recent support from Bremen stands in contrast to budget cut proposals. //  europeanspaceflight.substack.com
 

Хотят, пока еще, начать пускать с 750к.евро, доведя до 590к.евро. Однако перспективы, особенно ввиду сокращения правительством космического бюджета на 15%, туманны.
   114.0.0.0114.0.0.0
+
+1
-
edit
 

spam_test

аксакал

Naib> При честном расчёте затрат 6 запусков Ф-9 со спасённой первой ступенью ДОРОЖЕ 6 запусков Протона. Ф-9 весьма дорогая ракета.
Судя по уверенному тону, вы знаете расчет честной цены. Так приведите.
   114.0.0.0114.0.0.0
+
-1
-
edit
 

Naib

аксакал

s.t.> Судя по уверенному тону, вы знаете расчет честной цены. Так приведите.

Шо, опять?!! :eek:

Нет уж. Читай архивы базы. Тут всё есть.
   109.0.0.0109.0.0.0

Iva

Иноагент

бан до 18.12.2024
PSS> То есть годовая оплата более 1000 долларов? Как-то дорого для системы которая должна была стать аналогом/заменой существующим вариантам.

месячная оплата за мобильный вариант - 250 долл в месяц, за стационарный меньше. Телефонный тариф небезлимитный в Канаде 60-80 долл в месяц.
   109.0.0.0109.0.0.0
RU Alexandrc #12.07.2023 10:00
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

И так... поздравляем китайских частников LandSpace с первым, пусть и со второго раза, успешным орбитальным пуском метановой ракеты :)

BREAKING! Zhuque-2 Becomes First Methane Rocket To Reach Orbit
BREAKING! Zhuque-2 Becomes First Methane Rocket To Reach Orbit #BreakingNews #Zhuque2 #Methalox Learn more: https://tlpnetwork.com/news/2023/07/landspace-zhuque-2-reaches-orbit-wins-methalox-space-race -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Want to support what I do? Consider becoming a TLP Member on Patreon or Youtube!


BREAKING! Zhuque-2 Orbit Confirmed | 1st Methane Rocket To Reach Orbit
BREAKING! Zhuque-2 Orbit Confirmed | 1st Methane Rocket To Reach Orbit #BreakingNews #Zhuque2 #Methalox Learn more: https://tlpnetwork.com/news/2023/07/landspace-zhuque-2-reaches-orbit-wins-methalox-space-race -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Want to support what I do? Consider becoming a TLP Member on Patreon or Youtube!

Пересказ Ермолиным заметки с NSF:

Ваш браузер устарел

Поддержка Windows XP приостановлена Microsoft.Чтобы функции ВКонтакте работали быстро и стабильно, установите: //  vk.com
 
   114.0.0.0114.0.0.0

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Многоразовость само по себе, увы, не поднимает частоту пуска. Наоборот везде пишут, что оправдать многоразовость можно только большим числом пусков.
Alexandrc> Так ведь и увеличение количества одноразовых ракет, и многоразовость, это не причина увеличения частоты пусков, а следствие ;)
Alexandrc> Вроде ж элементарное - "спрос и предложение" 🤔

Да. Но в реальности Маску в том числе пришлось этот рынок создавать за счет Старлинков. Так как общее развитие космонавтики показывало, что во первых выведение космических аппаратов переходила с выведения на низкую орбиту на ГСО. Уже достаточно давно общая масса аппаратов на ГСО заметно больше, чем на других орбитах. Но на ГСО за счет увеличения времени жизни КА и ограниченного числа точек никакого роста запусков быть не могло.

Нужен был постоянный запуск на орбиту короткоживущих аппаратов. После выведения из эксплуатации фоторазведчиков их было мало. Пока им стал рынок низкоорбитальных спутников связи. Но и там это временный эффект. Гарантированно они начнут забираться повыше, а время жизни отдельного спутника увеличиваться.
   99

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Плюс даже многоразовый "Фалкон-9" всегда был дороже одноразового "Протона-М" с разгонным блоком. При заметно меньшей полезной нагрузке.
s.t.> так фалкон после каждого пуска целиком в мусор не превращается. Вроде как сейчас среднее количество запусков на ступень 5.7 для многоразовых. Фалкон вшестеро дороже Протона?

Так Фалкон же не целиком многоразовый. Вторая ступень сложная и дорогая. Плюс обслуживание и топливо.

В результате когда еще были заказы на Протон-М в госзакупках (сейчас похоже последние создают перед переходом на Ангару) общая его цена вместе с "Бризом", доставкой на космодром, операциями по запуску и т д -3.3 млд рублей. По тому курсу 53 млн долларов. На "Фалкон-9" тогда была прочная цена в 60 млн долларов. Кажется как для одноразового, так и многоразового варианта. Но для военных он его продавал и по 80-100 млн. Но военные, имхо, брали только одноразовые варианты.
   99

hsm

опытный

PSS> ...общая цена Протон-М вместе с "Бризом"...

Обусловлена использованием персонала, забивающего датчики молотком и "проеданием" (т.е. эксплуатацией на физический износ, без необходимых ремонтов и модернизаций) основных фондов, с перспективой их последующей распродажи. С нулевыми, разумеется, затратами на развитие.
- Стадия финала жизненного цикла.
Подобная ситуация характерна не только для "Протона".
В быту называется "Налетай, подешевело. Рапродажа по ликвидации."
   78.078.0

Alexandrc

аксакал

PSS> Да. Но в реальности Маску в том числе пришлось этот рынок создавать за счет Старлинков.

Почему "но"? Я именно по этому Маска в пример и поставил ;)
   114.0.0.0114.0.0.0

spam_test

аксакал

PSS> По тому курсу 53 млн долларов. На "Фалкон-9" тогда была прочная цена в 60 млн долларов. Кажется как для одноразового, так и многоразового варианта. Но для военных он его продавал и по 80-100 млн. Но военные, имхо, брали только одноразовые варианты.
ну т.е. цена отнюдь не шестикратно разнится. Плюс сейчас военные тоже на многоразовых летают. Отсюда следует, что им прайс тоже снизили. Т.к. иной причины выбора не видно.
Еще, касательно грузоподъемности, а много грузов, требующих использования в одноразовом варианте? Если многоразовый большинство заказчиков по ГП удовлетворяет, зачем делать более ГП вариант? Спутники то явно легче стали.
И кстати, из-за этого, у малых РН как раз смутные перспективы если дешевле улететь попуткой на фалконе, тем более, что они как автобусы еженедельно летают.
   114.0.0.0114.0.0.0
Это сообщение редактировалось 13.07.2023 в 10:39
MD Serg Ivanov #13.07.2023 10:39
+
-
edit
 

Орбиту Земли освоит российская частная космонавтика

К работе на околоземной орбите приступила к работе целая группа российских космических аппаратов. Некоторые из них поистине уникальны, в том числе те, которые созданы студенческими и даже школьными коллективами. На наших глазах в России выращивается индустрия частных космических конструкторских бюро, которые в ближайшие годы могут создать на орбите целые спутниковые группировки. //  vz.ru
 
К работе на околоземной орбите приступила к работе целая группа российских космических аппаратов. Некоторые из них поистине уникальны, в том числе те, которые созданы студенческими и даже школьными коллективами. На наших глазах в России выращивается индустрия частных космических конструкторских бюро, которые в ближайшие годы могут создать на орбите целые спутниковые группировки.

27 июня Роскосмос провел пакетный запуск космических аппаратов с помощью ракеты «Союз-2.1б». Кроме целевого космического аппарата «Метеор» № 2-3 в космос были отправлены еще 42 малых спутника, из которых 39 отечественных и три зарубежных. После выведения на целевые орбиты в первой декаде июля спутники начали приступать к работе.
Целевым космическим аппаратом данного запуска стал гидрометеоспутник «Метеор». «Метеоры» – это глаза и уши для многих важных государственных ведомств России. Это и метеорологи, и ученые Института космических исследований, и МЧС, получившие способность отслеживать с помощью «Метеоров» паводки и заторы на реках.

Работать он будет на солнечно-синхронной орбите (орбита, синхронизированная с вращением Земли). Она позволяет космическому аппарату оказываться над нужным местом ежедневно в одно и то же время. Как правило, солнечно-синхронные орбиты – это 600-800 километров над поверхностью Земли. Главной целью работы «Метеора» станет радиолокационный мониторинг Севморпути.
 

Среди этих проектов большая часть спутников несет на себе серьезное исследовательское или научное оборудование. Например, ArcCube-01 с полезной нагрузкой разработки АНО «ФИРОН» содержит на борту генератор случайных чисел для организации защищенного канала передачи данных.

Есть метеорологические проекты, как Vizard-meteo с двумя камерами для мониторинга разливов нефти в Арктике разработки «НИС» и «ВИЗАРД». Или даже отработка технологий для будущего проекта «Сфера» – ReshUCube-2 для СибГУ им. Решетнева (это дочерний вуз для одного из крупнейших спутниковых производств), на котором планируются эксперименты с протоколами связи LoRaWAN для интернета вещей.
 

Кроме студенческих спутников, на орбиту были доставлены семнадцать коммерческих космических аппаратов. Три от зарубежных заказчиков из ОАЭ (PHI-Demo), Малайзии и Беларуси (BSUSat-2) и четырнадцать отечественных. О них информации меньше по причине коммерческой тайны. Однако уже известно о начале работы трех малых космических аппаратов «Рассвет» (№ 1-3) массой по 80 кг разработки «Бюро 1440» (часть «ИКС Холдинга»). Это спутники связи, способные обеспечивать спутниковый низкоорбитальный интернет. «Сейчас скорость передачи данных на устройство составляет 12 Мбит/сек, а задержка (время, необходимое для передачи данных от сервера до абонента) – 41 миллисекунда. В рамках испытательной миссии не стоит задача обеспечить высокую скорость, но даже при таких показателях уже можно посмотреть, например, фильм в формате HD», – заявляют в Минцифры России.

Одним из самых перспективных проектов среди запущенных могут стать два кубсата формата 3U CSTP-1.1 и 1.2 разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ). Она разрабатывает полезную нагрузку для больших кубсатов. В частности, озвучены планы по совместной с Самарским университетом разработке радиолокационного кубсата «АИСТ-СТ» с синтезированной апертурой (SAR) и разрешением не хуже 2 м. Производственные мощности СТЦ позволяют поставить производство таких радиолокационных аппаратов на поток, что радикально усилит отечественную группировку ДЗЗ, дав возможность наблюдать земную поверхность в любых метеоусловиях, днем и ночью.
 
Часто можно услышать мнение, в котором госкорпорация «Роскосмос» противопоставляется частной космонавтике и небольшим стартапам. Иногда говорят чуть ли не о том, что Роскосмос якобы видит в этих небольших компаниях конкурентов и всеми силами им противодействует. Однако реальность совсем другая. Роскосмос прямо поддерживает студенческие и частные программы освоения космоса.
 
:D
Просто волшебный пендель СВО заработал.
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 13.07.2023 в 13:52
+
-1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
PSS>> По тому курсу 53 млн долларов. На "Фалкон-9" тогда была прочная цена в 60 млн долларов. Кажется как для одноразового, так и многоразового варианта. Но для военных он его продавал и по 80-100 млн. Но военные, имхо, брали только одноразовые варианты.
s.t.> ну т.е. цена отнюдь не шестикратно разнится. Плюс сейчас военные тоже на многоразовых летают. Отсюда следует, что им прайс тоже снизили. Т.к. иной причины выбора не видно.

Военным? СпейсХ? Нет. Собственно Маск всегда говорил что большая цена для военных пусков определяется большими требованиями. Что даже выглядит дико, так как всегда цены пусков по госконтрактам были ниже, чем коммерческих

Заявление насчет цены тоже странное. Вы ожидали, что Протон будет в 6 раз дешевле? Впрочем если смотреть цену за кг на ГПО может так и будет. Ладно не в 6 раз, но в 2-3. Бриз слишком энергоемкий разгонный блок


s.t.> Еще, касательно грузоподъемности, а много грузов, требующих использования в одноразовом варианте? Если многоразовый большинство заказчиков по ГП удовлетворяет, зачем делать более ГП вариант? Спутники то явно легче стали.

Я не знаю сколько придеться биться с явно ошибочным заявлением " спутники легче стали". :(

Это не так. И я уже объяснил общую тендецию. Во первых основная масса спутников перешла на ГСО. Но и там масса отдельного аппарата непрерывно росла.По совершенно понятным причинам.

Но это тенденция была везде. Даже если изучить новые низкоорбитальные системы то и там самые первые аппараты были самые легкие, а дальше их масса всегда начинала расти, пока не начинала упираться в ограничения.

Из-за чего шел и постоянный рост массы РН с ПН. Порой это было не так очевидно, так как рост был скорей в рамках ГПО, но это было так.

Если в 90х у Протона с блоком Д казалось не было конкуретнов, но все равно пришлось создавать отдельный блок Д. Параллельно появилась тяжелая Дельта. Которая как раз и надежно обогнала Протон по полезной нагрузке. Теперь есть и тяжелый Фалкон, на который есть заказы и масса отдельных аппаратов что он выводит на ГСО заметно растет.



s.t.> И кстати, из-за этого, у малых РН как раз смутные перспективы если дешевле улететь попуткой на фалконе, тем более, что они как автобусы еженедельно летают.

У них плохие перспективы из-за того, что у малых КА не такая большая нища. И она не очень прибыльная. Это возможно только в созвездии (то есть когда общая масса система опять высока) но их как раз удобнее выводить кластером.

Собственно как раз вся история Маска показывает небольшие перспективы малых ракет. Их имеет смысл создавать только в качестве опыта (как и сделал Маск). Более того он в нулевых разошелся с некоторыми коллегами как раз в вопросе ракет. Те говорили (в рамках дурацкой пиар компании тех лет) что нужно создавать наноракеты для наноспутников. Он же и тогда целили в ГСО сегмент (который был прибылен и тогда и сейчас). И кто оказался прав?
   99
MD Serg Ivanov #13.07.2023 13:57
+
-
edit
 
Божья роса..

Через Маска к звездам

Компания SpaceX стала монополистом на рынке космических запусков //  www.kommersant.ru
 
За первую половину этого года SpaceX успешно совершила 21 коммерческий запуск. Это 64% от общего числа запусков во всем мире и уже близко к показателю компании за весь прошлый год. Ситуация на рынке сложилась таким образом, что компания Илона Маска стала фактически монополистом в космосе. И в обозримом будущем это вряд ли изменится.
 

SpaceX выполнила за первые шесть месяцев этого года 21 успешный коммерческий запуск. Это почти две трети от их общемирового числа. За весь 2022 год компания Илона Маска совершила всего 27 запусков, а значит, этот результат с высокой долей вероятности будет превзойден в этом году. Более того, в этой статистике не учитываются запуски для вывода на орбиту спутников Starlink — подразделения самой SpaceX.

Другие компании просто не могут запускать ракеты так же часто и так же дешево, отмечает WSJ. Ближайший преследователь SpaceX по количеству запусков — новозеландская Rocket Lab. На ее счету в этом году целых пять запусков — в четыре раза меньше, чем у SpaceX. Следующая в списке — Индийская организация космических исследований с тремя запусками за полгода. У всех остальных — максимум один коммерческий запуск, а то и ни одного.

Все основные конкуренты SpaceX сейчас заняты строительством собственных ракет нового поколения. Работы над ними ведутся уже несколько лет, но ни одна из них до сих пор ни разу не запускалась. Это и Vulcan Centaur от United Launch Alliance (совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin), и New Glenn от Blue Origin Ричарда Бренсона, и Ariane 6 от французской ArianeGroupe. К слову, Ariane 5 в минувшую среду, 5 июля, выполнила свой последний в истории полет. Когда будет готова ракета следующего поколения — не известно.

Помогли SpaceX и антироссийские санкции, введенные после начала специальной военной операции на Украине. Клиенты, рассчитывавшие на запуски ракет «Союз», теперь вынуждены обращаться к другим операторам.

А выбор на рынке, как уже отмечалось, невелик. Большинство в итоге приходят к SpaceX. Так, компания Илона Маска только в прошлую субботу совершила такой запуск для Европейского космического агентства.

В распоряжении SpaceX есть тяжелые ракеты Falcon 9 и сверхтяжелые Falcon Heavy, которые компания со временем научилась еще и использовать больше одного раза. Один запуск Falcon 9 обходится клиенту в $67 млн, а Falcon Heavy — в $97 млн. Есть еще возможность «ракетошеринга» — заказать вывод полезного груза на орбиту совместно с другими клиентами. Цена — $6,5 тыс. за 1 кг груза на Falcon 9.
По оценкам Deutsche Bank, общемировой доход компаний от запусков в 2022 году составил $8 млрд. К 2025 году эта сумма может увеличиться до $13 млрд, львиная доля из которых придется на SpaceX. А ведь сейчас компания Илона Маска занята разработкой ракеты Starship. Деньги от нынешних запусков, в свою очередь, идут и на ее развитие. Участники рынка и аналитики уверены: в случае успеха этот проект окончательно превратит господина Маска в короля космоса.
 

Или господство в космосе?
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 13.07.2023 в 16:53

Дем
Dem_anywhere

аксакал

PSS> Пока им стал рынок низкоорбитальных спутников связи. Но и там это временный эффект. Гарантированно они начнут забираться повыше, а время жизни отдельного спутника увеличиваться.
Не станут. Ибо дальность - это время передачи, только низкоорбитальные могут обогнать наземную оптику.
Ну и количество абонентов. Как в один спутник запихнуть хотя бы миллион толстых каналов?
А если спутников 10000 - то это всего по несколько сотен на каждый.
Ну и плюс - компонентная база. Можно использовать не space, а обычную дешёвую промку. Ну сдохнет она через несколько лет, так новый запустим.

PSS> Так Фалкон же не целиком многоразовый. Вторая ступень сложная и дорогая. Плюс обслуживание и топливо.
$15 млн, если обтекатели поймали.
Но это без учёта амортизации первой ступени, некоторые конечно и 16 раз летают, но в среднем не настолько круто

PSS> Военным? СпейсХ? Нет. Собственно Маск всегда говорил что большая цена для военных пусков определяется большими требованиями. Что даже выглядит дико, так как всегда цены пусков по госконтрактам были ниже, чем коммерческих
Чего дикого? Даже та же страховка - коммерсы сами на неё тратятся и в цену запуска она не входит.

PSS> Если в 90х у Протона с блоком Д казалось не было конкуретнов, но все равно пришлось создавать отдельный блок Д.
Протон без РБ практически не летал. Хотя запросто можно было уменьшить стоимость переделав в двухступенчатый с одним типом движка.
Но жадность... сгубила.
   115.0115.0
1 4 5 6 7 8 9 10

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru