Продолжающаяся цепь отставок высшего флотского командования является прямым следствием общей ситуации в российском ВМФ. Пожалуй, ни один другой вид Вооруженных сил в Российской армии не имел столь неоднозначных итогов многолетнего реформирования, как ВМФ. За двадцать лет реформ были последовательно сорваны или не выполнены в полном объёме практически все кораблестроительные программы, от амбициозных обещаний построить российские авианосцы до строительства серий "рабочих лошадок" любого флота - фрегатов и корветов.
Одна из главных субъективных причин — чехарда, царившая все эти годы в головах наших адмиралов, которым всё время хотелось получать всё более новые и совершенные корабли, что приводило к непрерывной «модернизации» существовавших проектов и, как следствие, к очередным задержкам.
Нельзя не сказать и то, что по программам строительства и ремонта флота разрушительно ударили санкции 2014 года и разрыв отношений с Украиной. Лоббирование в 2000-е годы бизнес-элитами Украины программ совместного строительства и ремонта российского флота привело к, практически, полному отказу тогдашнего командования ВМФ от программ импортозамещения. Как следствие, к 2014 году Украина оказалась монопольным производителем турбин для российского ВМФ, а также ещё целого ряда систем и механизмов. И почти мгновенный разрыв в 2014 году экономических связей с Украиной привёл к "заморозке" большинства корабельных программ. Их, ценой огромных усилий по восстановлению утраченных технологий и производств, удалось "разморозить" только к концу 2018 года…
В итоге, к началу СВО надводный флот превратился в цыганский табор, где корабли одного типа («систер-шипы») можно было всегда пересчитать на пальцах одной руки. Так в 2014–16 годах было заложено и строилось сразу аж три разных типа корветов...
Второй критической проблемой стало несоответствие флотского командования, десятилетиями "варившегося" в кастрюле узких флотских проблем, тем задачам, с которыми столкнулись наши Вооруженные силы в 2022 году. "Флотоводцы" не знали и не понимали стремительно менявшийся характер войны и роль флота на ней. Как следствие, Черноморский флот сначала утратил инициативу, затем оттянулся к берегам Крыма, а к лету 2023 года был вынужден вообще перейти к обороне, запершись в своих базах, откуда корабли лишь эпизодически "выбегали" в море на пуски крылатых ракет.
Высшее флотское командование, вместо того, чтобы проанализировать и оценить ситуацию, провести переброску по внутренним водным путям дополнительных сил с других флотов, развернуть здесь мощную группировку ОВРа, привлекая в неё в том числе и волонтёров из подходящих по возможностям частных судов, развертывая здесь имеющиеся в распоряжении флота патрульные самолёты и наращивая силы разведывательно-ударных БПЛА,
оставило Черноморский флот один на один со своими проблемами. И это привело, в итоге, к тому, что сегодня ВМСУ, опираясь на разведывательные возможности союзников по НАТО, владеют инициативой на море и своими воздушными и морскими дронами ведут охоту за кораблями флота.
Конечно, такая ситуация требует радикального изменения! Вот только не ясно, насколько новое руководство ВМФ будет способно энергично, а главное - адекватно взяться за разрешение кризиса.
В какой-то степени, сегодня повторяется ситуация 1941-1942 годов, когда командование Черноморского флота во главе с адмиралом Филиппом Октябрьским точно так же допустило целый ряд грубых ошибок, понесло тяжёлые потери в корабельном составе и было "заперто" в восточной части Чёрного моря, в Новороссийске, а вся тяжесть боёв за Севастополь легла на плечи командующего Приморской армией генерала Ивана Петрова.
Необходимо помнить, что в 1942 году такой кризис завершился потерей Крыма, но в 1944 году мы смогли вернуть себе Крым и уверенно погнали гитлеровцев на Запад. Сегодня, хочется верить, кризис будет преодолён организационными решениями
Рамзай! это В.Шурыгин
Telegram: Contact @ramzayiegokomanda
☺️ Отзыв на наш текст:
Владислав Владиславович, прочитал ваш текст о смене главкома ВМФ и хочу, как человек, знающий флотскую систему изнутри, внести несколько поправок.
Причины проблем нашего ВМФ, как водится, носят комплексный характер. И, кроме всего вами перечисленного, там тесно сплелись, как минимум, следующие факторы:
- Деградация после распада СССР корабельно-катерного состава ВМФ, инфраструктуры базирования и судоремонта, кораблестроительных предприятий, соответствующих КБ, утрата множества компетенций и постепенный переход разработчиков корабельных систем/агрегатов на модный в отечественном ОПК после 1991 года подход, при котором можно было годами «сидеть» на одних и тех же НИР и НИОКР, получая за них деньги и награды, но, не выдавая готового конечного продукта (в авиастроении самый яркий пример похожей истории – создание Ил-112В до «прихода на хозяйство» Рогозина-младшего). Иными словами, дело было не столько в том, что «адмиралы постоянно хотели модернизаций и кораблей новых проектов» (это нормально для ВМФ всех стран мира), сколько в отсутствии возможностей у отечественного ОПК эти самые «адмиральские желалки» своевременно реализовывать. Именно отсюда «растут уши» чрезмерно долгих сроков постройки/ремонта/модернизации кораблей. Еще раз подчеркну – дело не в том, что ОСК и какая-нибудь «Пелла» злонамеренно раз за разом срывали сроки, а в том, что не срывать сроки они не могли, испытывая перманентную нехватку кадров (старые умерли или на пенсии, новые не приходили или их не готовили в нужном кол-ве, поскольку соответствующие учебные заведения закрылись), компетенций, строительных мощностей (одно из самых «тонких мест» нашего кораблестроения - стапель-место, на котором закладывается корабль. Их отчаянно не хватает, а те, что имеются, загружены заказами на 10 лет вперед) и денег. Да-да, и денег, потому что единственная статья расходов нашего военного кораблестроения, которая после начала «эпохи Путина» не подвергалась периодической «кройке» в пользу других статей расхода, - это финансирование строительства новых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Именно – строительства, потому как на ремонт уже построенных РПКСН деньги отпускались уже не столь «ритмично».
Простой пример того, как на флоте все стремительно сыпется, если на его содержании начинают экономить, это флот Великобритании. Казалось бы - еще вчера этот флот выбил аргентинцев с Фолклендов, действуя месяцами в отрыве от баз, а сегодня вывод в море даже одного авианосца, это проблема из проблем - постоянно что-то ломается и выходит из строя. Потому что - потеря компетенций, опыта и т.д.
- Реализованная при Сердюкове «оптимизация» Главного штаба Военно-морского флота, при которой данную структуру лишили большей части полномочий, подчинив сухопутным округам, лишили здания и соответствующих структур управления, в довесок ко всему запланировав «переезд» Главного штаба из Москвы в Питер. Дезорганизация структуры управления ВМФ была достигнута полная. Отныне главком ВМФ боевой деятельностью флота, фактически, не руководил! Одновременно были «убиты», точнее «оптимизированы» структуры, занимавшиеся реальной, а не формальной разработкой стратегии и тактики ВМФ. С этого момента в командных структурах ВМФ стало просто некому «предвидеть будущие изменения в войне на море» и как-то на них реагировать. Одновременно пошли под нож многие учебные заведения, включая флотски.
Всё сказанное выше лишь уточняет ваш диагноз, что проблемы нашего ВМФ носят комплексный характер. И
выскажу почти крамольную мысль - одной лишь сменой главкома ВМФ все эти проблемы, копившиеся с 1991 года, за пару дней не решить.
Тем более не решить в условиях СВО, съедающей колоссальное количество ресурсов
Конечно, критиковать сегодня флот легко, но
чтобы иметь моральное право сегодня требовать от ВМФ "подвигов и славы", надо до этого, минимум, лет 20 вкладываться на всю катушку в этот ВМФ и околофлотские структуры, включая КБ и судострой. (!
- опять?)
С уважением
Капитан 1 ранга в запасе,
ЦКП главного штаба ВМФ, «оптитмизированный» министром Сердюковым в 2011 году в возрасте 45 лет.
Владислав Шурыгин. Авторский канал военного эксперта. Военная аналитика, прогнозы, которые сбываются, оценки без макияжа Для сообщений, фото и видео материалов:
Telegram: Contact @RamzayConnectBot По рекламе сюда: @Cardo925 @kkardashyan @KirnossOff @insidertg
// t.me
пысы: опять какие то претензии к "моральному праву требовать" - алё, военморы, чем вы лучше сухопутных и прочих мазут, чтоб требовать себе "особые условия"?!
- что-то я не помню таких требований ни от танкистов, ни от летчиков и ПВОшников - про пехоту и не говорю! - с них спрашивают в любом случае, и никто не плачется что нет у них современной связи, новых бронежилетов, новых РЭБ да дронов, новых танчиков да самонаводящихся ПТУР - воюют тем что есть и там где придется!!