Запущенная с атолла Джонстона ракета взорвалась на высоте 400 километров с мощностью в 1.4 мегатонны. Ядерное зарево было видно на острове Уэйк на расстоянии 2200 километров, на атолле Кваджалейн (2600 километров) и даже в Новой Зеландии, в 7000 километрах к югу от Джонстона.
Советский спутник “Космос-5”, находясь на 1200 километров ниже горизонта взрыва, зарегистрировал мгновенный рост интенсивности гамма-излучения на несколько порядков с последующим снижением на два порядка за 100 секунд. После взрыва наблюдалось семиминутное зарево, а в последующие дни полярные сияния на непривычно низких широтах.
Ядерные испытания в космосе
Начавшаяся в 50-е годы прошлого века космическая гонка оставила после себя ряд приятных воспоминаний - отважные первопроходцы в космосе, рекорды, триумфы техники… // kiri2ll.livejournal.com
Как следует из материалов зарубежной прессы, механизм генерации ЭМИ заключается в следующем (рис. 2). При ядерном взрыве возникают гамма- и рентгеновское излучения и образуется поток нейтронов. Гамма-излучение, взаимодействуя с молекулами атмосферных газов, выбивает из них так называемые комптоновские электроны. Если взрыв осуществляется на высоте более 20—40 км (в зависимости от географической широты), то эти электроны захватываются магнитным полем Земли и, вращаясь относительно силовых линий этого поля, создают токи, генерирующие ЭМИ.
При этом поле ЭМИ когерентно суммируется по направлению к земной поверхности, то есть магнитное поле Земли выполняет роль, подобную фазированной антенной решетке. В результате этого резко увеличивается напряженность поля, а следовательно, и амплитуда ЭМИ в районах южнее и севернее эпицентра взрыва (см. рис. 1). Продолжительность данного процесса с момента взрыва от 1 — 3 до 100 нс.
На следующей стадии, длящейся примерно от 1 мкс до 1 с, ЭМИ создается комптоновскими электронами, выбитыми из молекул многократно отраженным гамма-излучением и за счет неупругого соударения этих электронов с потоком испускаемых при взрыве нейтронов. Интенсивность ЭМИ при этом оказывается примерно на три порядка ниже, чем на первой стадии.
На конечной стадии, занимающей период времени после взрыва от 1 с до нескольких минут, ЭМИ генерируется магнитогидродинамическим эффектом, порождаемым возмущениями магнитного поля Земли токопроводящим огненным шаром взрыва. Интенсивность ЭМИ на этой стадии весьма мала и составляет несколько десятков вольт на километр.
Считается, что наибольшую опасность для радиоэлектронных средств представляет первая стадия генерирования ЭМИ, на которой в соответствии с законом электромагнитной индукции из-за чрезвычайно быстрого нарастания амплитуды импульса (максимум достигается на 3—5 нс после взрыва) наведенное напряжение может достигать десятков киловольт на метр на уровне земной поверхности, плавно снижаясь по мере удаления от эпицентра взрыва.
Хотя на рис. 1 приведены значения амплитуды ЭМИ только в пределах географического горизонта, соответствующего высоте взрыва 300 км, действие импульса за счет явления рефракции может распространяться далеко за его границы. Однако это явление носит нерегулярный характер и поэтому не может быть учтено достаточно точно.
Амплитуда напряжения, наводимого ЭМИ в проводниках, пропорциональна длине проводника, находящегося в его поле, и зависит от его ориентации
относительно вектора напряженности электрического поля. В зарубежной прессе в связи с этим приведен следующий пример: напряженность электрического поля ЭМИ в высоковольтных линиях электропередачи может достичь 50 кВ/м, что приведет к появлению в них токов силой до 12 тыс. ампер. ЭМИ генерируется и при других видах ядерных взрывов — воздушном и наземном. Теоретически установлено, что в этих случаях его интенсивность зависит от степени асимметричности пространственных параметров взрыва. Поэтому воздушный взрыв с точки зрения генерации ЭМИ наименее эффективен. ЭМИ наземного взрыва будет иметь высокую интенсивность, однако она быстро уменьшается по мере удаления от эпицентра.
Одним из требований при проектировании спутников третьего поколения, выдвинутых ВВС США, было требование обеспечить спутникам высокую степень боевой устойчивости в условиях ведения ядерной войны. Во исполнение этого требования при создании спутников Navstar Block 2R был реализован целый ряд новых решений, включая: - способность определения собственного положения в пространстве по взаимным измерениям дальности с другими спутниками Navstar Block 2R; - возможность оценки текущих погрешностей параметров навигационного сообщения и обновления этих значений на основе обработки получаемых межспутниковых измерений без вхождения в связь с наземными станциями управления (межспутниковая связь предусматривается и на спутниках четвёртого поколения Navstar Block 2F); - наличие на борту компьютеров нового поколения с возможностью их перепрограммирования в полёте; - способность находиться в режиме полностью автономного функционирования (без связи с наземным комплексом до 14 суток и до 180 суток в режиме автономной навигации; - 60-суточная готовность к запуску хранящегося в арсенале спутника в любую орбитальную плоскость; - повышенная радиационная стойкость.
Противоспутниковый комплекс. Разработка комплекса начата в первой половине 1980-х годов с использованием опыта создания противоспутниковой системы ИС и в качестве одного из ответов на американскую программу СОИ. Головной разработчик - НПО "Салют", главный конструктор - Д.А.Полухин, ведущий конструктор - Е.Г.Сизов. Комплекс обеспечивал выведение на орбиту с помощью ракеты-носителя "Рокот" (на базе МБР УР-100НУ / 15А35) спутника(ов)-перехватчика(ов) ("штурмовика") 14Ф10 (иногда в СМИ - 14Ф11) с ракетным блоком разгона и маневрирования, который позже стал публично известен как "Бриз-К". Разработка ракеты-носителя и разгонно-маневрового блока велась "НПО Машиностроения". Разработка ИСЗ-перехватчика велась КБ машиностроения (г.Коломна).
Прототип спутника-перехватчика системы "Наряд" был продемонстрирован М.С.Горбачеву в ходе его посещения космодрома Байконур в мае 1987 г. Предположительно программа была прекращена в начале 1990-х годов. ТТХ комплекса:
Высота орбиты ИСЗ-цели максимальная - до 40000 км (сомнительно)