Давно известно, что проектирование и постройка " с нуля" нового корабля определённого класса во всех отношениях выгоднее, чем переделка из другого. Постройка корабля класса "авианосец" это прежде всего, технологии. Индия такими технологиями пока не обладает. Поэтому они и держатся за бывший "Горшков" руками и ногами. Сколько они вложили в этот проект, я не знаю, но, похоже будут вкладывать и далее... Вряд ли индусы "спрыгнут" с контракта.
В продолжение своих ЛИЧНЫХ суждений по поводу котлов "Викры":
1. Индусы пожелали, чтобы котлы КВГ-3 были переведены с мазута на дизтопливо. При этом, так же потребовали убрать асбест.
2. Усилиями СКБК, Балтийского завода и других предприятий эта работа была проделана. На свет появился котёл КВГ-3Д. (Я предлагаю назвать это котёл ДКВГ - Дизельный Котёл Высоконапорный Главный. Он довольно существенно отличается от своих мазутных собратьев).
3. В ходе работ по КВГ-3Д (или ДКВГ), как уже заметил "sam7", была полностью сделана новая автоматика, которая, так же, видимо требует "доведения до ума". Основная задача автоматики поддерживать правильное соотношение "топливо-воздух" процессе работы котла, особенно на режимах переменных нагрузок. (Когда меняется ход корабля). Если на мазутном котле сбои в работе автоматики выливаются как правило, только в повышенное дымление, то на дизельном котле эти сбои в поддержании соотношения "топливо-воздух" могут вызвать неравномерное горение, которое может сопровождаться "хлопками " в топке (в некотором роде минивзрывами). Пары соляки более взрывоопасны, чем пары мазута. Понятно, что такой "рваный" процесс горения, на прочность кирпичной кладки положительно не влияет. Сразу оговорюсь: насчёт "сырой"автоматики -это моё личное предположение.
4. В процессе переделки КВГ-3 под дизтопливо, видимо были планы не только сделать новую автоматику, но и заменить кирпичную кладку и трубки на более жаростойкие. Но, с учётом сжатых сроков и давления "сверху" (аврал, однако) - этого делать не стали. Поступили по принципу - посмотрим, что будет. Мысли, спихнуть индийский заказ на халяву (авось пронесёт) не было. И сейчас тоже нет.
По моему, занимаясь переделкой КВГ-3 на дизтопливо, наши преследуют две цели:
Во-первых - выполнят условия контракта, во - вторых - отрабатывают для себя технологию постройки и эксплуатации дизельных высоконапорных котлов. В советское время денег, на развитие этой тематики уж точно не выделяли. Если бы не индусы, со своими пожеланиями (и бабками) то идея дизельного КВГ никогда бы в металл не воплотилась (ИМХО).
5. Балтийский завод построил и испытал новые котлы на 40% нагрузки. Почему испытывали только на такой, небольшой нагрузке, я уже писал. Спасибо товарищам, что поправили: да, на один ГТЗА положено два высоконапорных котла. Испытать такой высоконапорный котёл на полной нагрузке можно только на реальном корабле, когда он работает в составе реальной ГЭУ. При всех предыдущих модернизациях этих котлов(а за пятьдесят лет их было много), так и поступали.
6. На момент выхода "Викры" на ходовые испытания, на нём были установлены новые, фактически экспериментальные, дизельные высоконапорные котлы, испытанные только на 40% нагрузки и оснащенные такой же новой автоматикой. При этом - кирпичная кладка и трубные поверхности (трубки) остались старыми ("старыми" в плане марки стали из которой они изготовлены), как на мазутных аналогах. Индусы, ситуацию с котлами, как с экспериментальными изделиями, видимо понимали, но не имея опыта эксплуатации подобной техники, надеялись, что всё пройдет гладко. Наши, имея громадный опыт, тоже это понимали. Но в отличии от индусов, точно знали, что ничего гладко не пойдёт.
7. По программе испытаний, пока нагрузки на котлы были небольшим, все было нормально. Если и были проблемы, то на "гора" их не поднимали, планировали всё устранить после окончания испытаний, во время ревизии. Проблемы, на мой взгляд, пошли, когда котлы стали выводить на полную мощность. Более высокая теплота сгорания дизтоплива и, соответственно, более высокая температура в топке привели к тому, что видимо начала плавиться обмазка и кирпичи посыпались. Котлы выводили на полную нагрузку, похоже поочерёдно. Когда количество выведенных из эксплуатации котлов подошло к критической точке, и когда стал ясно, что оставшиеся "живые" котлы постигнет та же участь, если дать им полную нагрузку - испытания прекратили. Корабль вернулся в Северодвинск своим ходом, так как не все котлы довели до осыпания кладки. Кстати, вполне возможно, что частично, осыпавшуюся кладку меняли прямо по ходу испытаний: операция эта не сложная, специального стенда не нужно.
8. То, что проблемы с котлами "Викры" были на этом этапе испытаний запрограммированы, говорит и тот факт, что никого не наказали, а виновниками "назначили" китайский кирпич и отсутствующий асбест. (Ха-ха-ха) (Из личного опыта: если в котле осыпается стеновой кирпич, то подложку из-под него выдувает по любому, будь она хоть из чего угодно.)
9. Программу "работы над ошибками" и дальнейшие планы по "Викре", уважаемый sam7 уже озвучил: повторяться не буду. Единственно, хочу добавить. При замене кирпичей, стеновой шамотный кирпич возможно заменят на карбидо-кремниевй.
10. Ни смотря на большие сроки, которые наши взяли на устранение замечаний( считай на полномасштабные испытания дизельных высоконапорных котлов), индусу будут ждать. Им нужны технологии, им нужен этот авианосец...