Братцы с Украины! Окажите помощь в приобретении для Космобиблиотеки (см. ниже, вторую часть статьи откусывать не стал, поскольку тоже интересно
)
Автор: Владимир ОВДИН
Источник: Зеркало недели
Дата: 21.07.2001
Государство: Украина
Город: Киев
РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
.......
В Национальном аэрокосмическом центре образования молодежи Украины состоялась презентация книги с очень, на первый взгляд, сухим названием -
"Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное".
Тем не менее есть все основания предполагать, что этот труд, подготовленный учеными и ведущими специалистами ГКБ "Южное" под общей редакцией генерального конструктора, академика НАН Украины С.Конюхова, станет бестселлером: впервые читателям представлен наиболее полный перечень, основные характеристики и конструктивные особенности боевых ракет, космических аппаратов и носителей, разработанных за период 1954-1999 гг. Книга содержит более 180 иллюстраций, прекрасно оформлена полиграфически и издана тиражом всего 1100 экземпляров. Поэтому фактически недоступна широкому кругу читателей.
Как мягко выразился ведущий презентацию первый заместитель генерального конструктора А.Мащенко, ракетно-космическая тематика в течение многих лет была не самой открытой темой для обсуждения. Не все секреты, безусловно, можно обнародовать и сейчас. Но о главном - где и кем создавался ракетный щит СССР, уже можно узнать. И что самое замечательное - из первых рук.
Выступившие на презентации представители КБ "Южное", "Южмаша", Днепропетровского национального университета, являющегося главной кузницей кадров для ракетно-космической отрасли, оценивали эту работу и как профессионалы, и как люди, причастные к большому и важному делу.
"Это первый труд, который и обобщает сделанное, и дает представление о том, что такое космическая техника", "Книга имеет и документальную и историческую ценность", - таковы наиболее характерные высказывания. Между прочим, полного представления о том, что представляет в целом изделие, не было даже у большинства его создателей. Специалисты отвечали сугубо за свой отдельный узел, участок.
Присутствующие на презентации немногочисленные журналисты получили редчайшую возможность напрямую пообщаться с генеральным конструктором С.Конюховым. В беседе с корреспондентом "ЗН" касательно перспективных разработок, Станислав Николаевич заявил:
- Для расширения нашего присутствия на международном космическом рынке мы ведем проектные работы по семейству перспективных одноразовых ракет-носителей на экологически чистых компонентах топлива кислород - керосин. Новые носители, получившие название "Маяк", рассчитываются на применение в тех транспортных операциях, где использование существующих национальных средств выведения "Зенит" и "Циклон" невозможно либо нерентабельно.
Поскольку Украина не имеет собственного космодрома, пуски ракет-носителей "Маяк" планируется производить с иностранных территорий. Если кратко рассказать о новых разработках, то, со слов генерального конструктора, видится следующее.
Согласно существующей концепции, базовыми в семействе "Маяк" являются два носителя:
- "Маяк-12" - двухступенчатый носитель легкого класса с диаметром корпуса 3 м (этот размер является характерным для производственной линии РН "Циклон") и грузоподъемностью около 3 т, который способен обеспечить выведение на солнечно-синхронную орбиту высотой 800 км полезного груза весом до 1,5 тонны;
- "Маяк-23" - трехступенчатый носитель среднего класса с диаметром корпуса 3,9 м (соответственно производственная линия РН "Зенит"), который способен доставить на переходную геостационарную орбиту спутники весом около 3 тонн.
Общими для новых носителей станут системы управления и телеметрические приборы, которые разрабатываются украинскими предприятиями. Изготавливать "Маяки" будет ГП "Южный машиностроительный завод". Каждый из носителей имеет собственные модификации, расширяющие область их применения, в том числе за счет наращивания грузоподъемности на 30-50% при установке стартовых ускорителей.
Первые пуски носителей "Маяк" возможны через четыре-пять лет при соответствующем финансировании.
Ныне, по словам Станислава Конюхова, государственное финансирование ГКБ "Южное" осуществляется на 15% от необходимого.
- Из прибыли, получаемой за счет коммерческих запусков, мы платим налогов больше, чем получаем от государства, - с горечью заметил Станислав Николаевич.