Для тех, кто "в танке":
Высокой интенсивностью боев запомнился участникам конфликта день 1 мая. В 16.30 (время местное) л-т Пол Бартон из 801-й эскадрильи сбил "Сайдвиндером" аргентинский "Мираж IIIEA". Минутой спустя его товарищ л-т Стивен Томас повредил ракетой еще один такой же истребитель, который попытался совершить аварийную посадку в Порт-Стэнли и был по ошибке уничтожен своими зенитчиками. Пилот погиб. В 16.41 л-т Энтони Пенфолд уничтожил над о.Западный Фолкленд "Даггер", а в 16.45 л-т Кертисс из 801-й АЭ сбил над морем "Канберру". 21 мая, в день высадки основных сил десанта, летчики 801-й АЭ Найджел Уорд и Стивен Томас вступили в бой с шестеркой "Даггеров". Уклонившись от пяти выпущенных по ним ракет, англичане сбили три машины, а оставшиеся ушли в сторону континента на форсаже.
За всю войну было потеряно 10 самолетов: 6 "Си Харриеров" FRS.1 и 4 "Харриера" GR.3, причем половина - в авариях и катастрофах (4 и 1 соответственно), и погибли 4 летчика. Один "Си Харриер" соскользнул с полетной палубы, один не сумел набрать высоту после взлета, а два, вероятно, столкнулись в воздухе. Последний случай произошел 6 мая. Капитан-л-т Джон Эйтон Джонс и л-т Уильям Кертисс выполняли очередной патрульный полет над морем. Следившие за воздушным пространством корабельные РЛС не показывали присутствия летательных аппаратов противника, когда вдруг пара "Си Харриеров" исчезла с экранов радаров.
В воздушных боях британцы не потеряли ни одного самолета. //Для сравнения: аргентинцы лишились, по различным данным, от 80 до 86 боевых самолетов. Около 30% потерь может быть записано на счет "Харриеров", если включить сюда самолеты и вертолеты, уничтоженные на земле.// Все боевые потери отнесены на счет ПВО. По данным французского происхождения, с помощью ЗРК "Роланд" аргентинцы сбили 4 и повредили 1 "Харриер". Вряд ли это соответствует действительности, ведь именно Франция поставляла эти комплексы Аргентине и была заинтересована в рекламе своей продукции. Британский анализ показывает, что в актив "Роланда" можно записать только один самолет, еще три были уничтожены огнем зенитной артиллерии и 1 сбит из ПЗРК "Блоупайп".
В ходе конфликта Великобритания развернула в Южной Атлантике 42 самолета ВВП (28 "Си Харриеров" FRS.1 и 14"Харриеров" GR.3). Ими было выполнено более 2000 вылетов к югу от о. Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Боеготовность всех "Харриеров" в целом составляла свыше 80%, а отдельные FRS.1 не сумели совершить по техническим причинам лишь 1% от запланированных вылетов.
Эксперты "Бритиш Аэроспейс" подчеркивают высокую степень технической надежности и боевой живучести конструкции "Харриеров". Имел место случай прямого попадания в приводы системы управления самолетом, но летчик успешно посадил машину на "Гермес" и не отмечал затруднений в управлении. Поврежденные в боях самолеты, как правило, ремонтировались за одну ночь и к утру были полностью боеготовыми. Более чем 20 СВВП, находившихся на "Гермесе", обслуживались приблизительно 140 флотскими авиамеханиками и двадцатью техниками из RAF, которые работали двумя вахтами круглые сутки. Редьярд Киплинг писал про это сто лет назад: "Отпуска нет на войне". При таком изматывающем режиме работы 800-я АЭ каждое утро могла рассчитывать на то, что не менее 12 из ее 14 "Си Харриеров" будут готовы к боевому вылету, и запаса технической надежности систем хватит на весь насыщенный боевой работой день.
Перед отплытием "Гермеса" в метрополию 5 "Харриеров" GR.3 и 11 "Си Харриеров" FRS.1 совершили торжественный облет кораблей эскадры. 16 самолетов взлетели с палубы авианосца за 4 минуты. На вертикальную посадку у них ушло 8 минут, причем 14 машин были готовы к повторному взлету сразу же после дозаправки топливом. Уж если британцы гордятся чем-то, то они имеют на это веские основания.
Победы летчиков “Харриеров” в Фолклендской войне 1982 г.
Дата
Летчик
эскадрилья Борт
Уничтоженный ЛА
1.05
П. Бартон,801-я АЭ С.Томас, 801-я АЭ, Э. Пенфолд, 800-я АЭ У.Кертисс, 801-яАЭ
XZ 452/007
XZ 453/009
XZ 455/12
XZ 451/006
Mirage III
Mirage III (поврежден)
Pukara (на земле)
Dagger
Canberra
21.05
Н.Уорд, 801-яАЭ Н. Томас, 800-я АЭ М. Блиссет, 800-я АЭ Фредериксен, 800-я АЭ С.Томас, 801-я АЭ Н.Уорд,801-я АЭ К. Моррелл, 800-я АЭ Дж. Лиминг, 800-я АЭ Поук, М.Хэйр, 1-я АЭ
XZ 492/23
XZ 496/005
XZ 455/12
ZA 190/002
ZA 175/004
XZ 457/14
XZ500/30
Harrier GR.3 XZ 963
Pukara
A-4C
A-4C
Dagger
Два Dagger
Dagger
A-4Q + поврежден A-4Q
A-4Q
CH-47 + Puma (на земле)
23.05
Д. Морган, 800-я АЭ Дж. Лиминг, 800-я АЭ М.Хейл, 800-я АЭ
ZA 192/18
ZA 191/18
ZA 194/94
Два Puma + Augusta А (на земле)
Augusta А (на земле)
Dagger
24.05
Э. Олд,800-я АЭ Д. Смит, 800-я АЭ
XZ 457/14
ZA 193/93
Два Dagger
Dagger
26.05
Дж. Поук, 1-я АЭ
Нarrier GR.3
XZ 989
Puma (на земле) .
01.06.
Н.Уорд, 800-я АЭ
XZ 451/006
C-130E
08.06.
Д. Морган, 800-я АЭ Д. Смит, 800-я АЭ
ZA 177/77
XZ 499/99
Два А-4Р
A-4P
По-моему, каждой твари - по паре...