For Avmich:
ПВ> Без спутника (как мне кажется), масштаб доступных для реализации проектов резко снижается. avmich>Мне так не кажется. Летают же сейчас? Если надо в будущем, скажем, полететь к Марсу, можно собрать корабль стыковкой на орбите...
Большой корабль - много запусков. Если они производятся с небольшой интенсивностью, то первые модули будут долго находится в агрессивной, вообще говоря, обстановке без работы. Если они производятся сразу, то требуется много стартовых позиций или, по-крайней мере, интенсивная авральная работа "внизу". Срыв одного запуска (модуль не вышел на орбиту и упал) ставит под вопрос весь проект - в отличие от возможности накапливать ресурсы и консервировать (на неопределенный срок) объекты в доках спутника.
После полета - опять-таки, все с таким трудом запущенное и еще вполне пригодное оказывается, скорее всего, в море-окияне...
Рекордный полет - да, можно реализовать. Этакое сальто-мортале под куполом цирка (кстати, публика пообвыкла, и скорее зевнет, чем будет реветь и плакать). 1-2-3 раза. Как "Аполло".
ПВ> Вообще же, вопрос об экономической эффективности спутника - в действительности реальная оптимизационная задача, вполне математизируемая, хотя и сложная. avmich>Это задача о том, насколько конкретно неэффективным будет эта конструкция. Поскольку то, что она будет именно "сильно неэффективной", особых сомнений не вызывает, то вопрос это - чисто теоретический.
"Сильно неэффективной" конструкция будет на первых десятках больших проектов. Какова эта эффективность будет в целом - это вопрос мне лично далеко неочевидный. Многое зависит от срока службы спутника. Многое - от ориентированности на данный вид деятельности, т.е. на космические проекты. (Я и говорю - может интенция*) сдохла...?).
Кроме того, экономический фактор - только один из многих...
*) Интенция (лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. /Краткая философская энциклопедия/
ПВ> (Напимер, такой вопрос - что в конечном счете будет дешевле - квалифицированный ремонт орбитальной техники на месте или запуск новых экземпляров). avmich>Это другая тема, и больщой спутник тут ни при чём.
Тем не менее, хорошо оборудованные "сухие доки", в которых можно производить повышенной сложности сборку - разборку модулей...
Помимо - на Спутнике много, видимо, чего можно было бы разместить долгоживущего такого, чего сразу и не сообразишь - "попутным грузом..."
Кстати, возможно меня все же не совсем поняли: часто приписывают стремление построить некий "город будущего" или "астероид" на орбите.
Это совсем не то.
Главное (см. первую страницу) - большой ("удобный" - не тесный, не "эконом класса") спутник-платформа со (в принципе) не ограниченным сроком существования. Конечно, в практическом приближении (без замаха на миллионы, скажем лет (да и не на тысячи, честно говоря...)). С тем, чтобы не перезапускать различные долгоживущие и тяжелые элементы, моральное старение которых непринципиально. Оболочка, естественно, некие системы из жизнеобеспечения, энергетики и т.п. (Конечно, это большой вопрос, а что можно сделать таким, чтобы долго жило или дешево чинилось? - об экономической эффективности).
Понятно, что пока техника быстрее стареет морально, чем физически, вроде и нет необходимости в этом. Но наиболее важная сторона, повторяюсь, - ограничения по масштабу проектов...
"Накопители" всякого рода (склады), закрытые сервисные узлы (ангары, доки...) - это же типовыеэлементы земной инфраструктуры.
Если они необходимы и в космосе, то вопрос, что дороже, каждый раз, для каждого отдельного конкретного проекта выстраивать весь этот сервис на 300 - 400 км орбитах, и благополучно топить его по завершении миссии, или сделать что-то "раз и навсегда"?
[ слишком длинный топик - автонарезка ]