Здравствуйте, aaz.
aaz>Уважаемые, но сколько можно мусолить тему "сдирания". Все это идет еще с военных времен, "Як содран с Ме-109, Ла-5 содран с ФВ-190..."
Я лишь пытаюсь показать, что уж никак не F-15 с МиГ-25.
aaz>Более свежий пример: "Су-25 содран с А-9".
Так это уже история. «Наблюдая за конкурсом YA-9 и YA-10, мы были на стороне YA-9». Свободная цитата.
aaz>А конструкторы делали то, что могли. "Ворота" очень узки, и из сходных задач вытекают сходные решения.
Не так. При сходных задачах проще заимствовать чужие решения. Ничего дурного я в том не вижу, только делать надо с умом. На местноv Hi-tech-предприятии «Кварц» разработчику запрещали копировать корейский дизайн, желали соблюсти фирменный стиль. Беда только, что стиля-то не было, аналог получился хуже оригинала и по этой ещё причине.
aaz>Другое дело, когда "дерут" внутри ведомства, как схему с Су-27 перетянули на МиГ-29, но не учли масштаба, из-за чего потом были проблемы...
А эксперты из ЦАГИ утверждают, что они делали оба эскиза. «Наблюдая выбор облика F-15, мне больше понравился вариант Northrop [очевидно, ошибка, предполагаем, что North American] имевший интегральную компоновку». Ещё свободная цитата, коли пожелаете, я найду конец цепочки к источнику.
aaz>А сравнивать количество двигателей и килей F-15 и МиГ-25 - это, извините, смешно...
Так и не надо сравнивать. Речь дёт о простой, но популярной дизайнерской находке: вертикальные кили за вихрегенератором. Я вот знаю планер подобного назначения: Navajo, он, правда, не имеет вертикальных килей. На форуме
ВИФ2 NE кто-то заявил, что прототип/эскиз Vigilante имел два похожих киля, я не нашёл пока никаких подтверждений тому, но легко допускаю.
aaz>В КБ Сухого закупали крупномасштабные модели самолетов супостата, чтобы УВИДЕТЬ, как сделаны те или иные зоны машины с точки зрения аэродинамики
С этой практикой, но в своей области — судостроении, я знаком. Мало того, студентов обучали и обучают почти исключительно на зарубежном опыте, истории.
aaz>(за рубеж в те времена выезжали только начальники, которым было не до таких мелочей, как самолеты, а тут "увидели на параде" и слизали схему?
Ну, где-то они должны были его впервые увидеть, чтобы «содрать»? Проблема-то именно в том, что заимствование шло в одну сторону. Вот, споря, пытаемся найти обратные примеры. Мне такая практика кажется недальновидной, хотя азиаты успешно развиваются, заимствуя поныне, совершенствуя лишь тонкие технологии и management. У меня есть даже предположение, что таким образом японцы, скажем, избегают опасности создания тонкого слоя инженеров-дизайнеров одержимых гордыней. «Нэ надо лучше, сдэлай такой же». Эти инженеры иногда воображают, что именно они суть прогресса.
———————
aaz>F-14 в 1972 году уже был ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ, а F-15 в том же году ВЗЛЕТЕЛ. Упомянутый парад в Тушино состоялся в 1968 году.
Тем не менее макет F-14 в 1969 г., вроде, имел один киль. У меня есть красивая картинка.
aaz>Спрашивается в задаче: когда для F-14 сложилась двухкилевая схема, и почему для F-15 толчком послужил именно МиГ-25, а не F-14?
Правильно спрашиваете. Думаю, что на F-15 с F-14, точнее, кто-то к 1970 провёл аэродинамические исследования и обоснование идеи. Идеи такие — далеко не пустяковые, они меняют представления касты дизайнеров, сравните с автодизайном.
aaz>В отличие от нас, американцы публикуют материалы аж с выбора концепции, да и научные конференции в той же AAIA у них проходят регулярно и на них очень широкое представительство.
Вот именно. И они очень верно поступают, мы же жмотим и проигрываем.
aaz>Что касается слов "людей из Макдоннела", то, как показывает практика, говорят эти слова (что у них, что у нас) в 99,99% случаев вовсе не те люди, которые занимаются созданием машин.
У меня тоже впечатление.
aaz>Это все равно как Бабак сейчас заявит, что Су-25 был слизан с А-9.
Скажем, постановлением СМ были созданы поисковые тематики для создания аналога самолёта A-X. Здесь сказывается ленность заказчика, он не очень-то желает думать, а главное нести ответственность за создание системы вооружений, он рефлекторно реагирует на американские вызовы. После того, эксперты-болельщики, сообразно своим вкусам, отдают предпочтение Northrop, взыграло им не следовать Пентагону, да и Avenger нет. Его рекомендуют в качестве прообраза.
aaz>??? Да в том-то и дело, что не стала. F-16 и созданные много позже "Рафаль", "Еврофайтер", "Грипен" благополучно живут с одним килем.
Владимир правильно, по-моему указал, но я добавлю. Сейчас американцы отказываются от «ставшей уже доброй традиции». Сейчас, совершенно очевидно, они распробовали V-образное оперение, которое мы увидим на ПАК ФА, если ничего не поменялось.
Дмитрий Журко