>... что выйдет из сравнения японских ПЛ с ПЛ остальных воюющих держав?
Вот я тут чего-то напереводил с
Japanese Submarines
Япония имела то, что можно назвать самым разнообразным подводным флотом из всех держав Второй Мировой Войны. Он включал в себя управляемые водителями торпеды, карликовые подлодки, ПЛ среднего радиуса плавания, специальные ПЛ снабжения (многие из которых использовались Армией), крейсерские ПЛ (многие из которых несли самолет), ПЛ с высокой скоростью подводного хода и ПЛ которые могли нести несколько самолетов-бомбардировщиков.
Из-за огромных размеров Тихого океана, Япония строила много лодок максимальной автономности и размеров, многие из которых могли плавать на более чем 20,000 миль и более 100 дней. В самом деле, Япония построила то, что можно назвать самыми крупными лодками в мире. Единственные ПЛ с полным водоизмещением более чем 5,000 тонн, или более 140 метров длинной (400 футов) до начала использования ядерной энергии. Эти-же самые лодки могли пройти 37,500 миль 14-ти узловым ходом (рекорд, никогда не превзойденный ни одной ДПЛ). Эти большие ПЛ (единственные за всю историю) могли легко нести 3 поплавковых бомбардировщика. Япония построила 41 ПЛ, которые могли нести один или более самолетов, в то время как огромные подводные флоты США, Англии и Германии не имели ни одной такой лодки.
На протяжении ВМВ, во всем мире было 56 подводных лодок более чем 3,000 тонн водоизмещением, и 52 из них были японскими. Япония построила 65 ПЛ с дальностью плавания превышающей 20,000 миль 10-ти узловым ходом. К 1945-му году, японцы построили все 39 ДПЛ с 10,000 л.с. двигателями в мире, и все 59 из лодок со скоростью надводного хода более 23 узлов.
Японский ВМФ также имел ПЛ с самыми высокими скоростями подводного хода, 78 карликовых ПЛ, способных на 18.5-19 уз. под водой и 110 других, со скоростями до 16ти уз. К концу войны они закончили 4 средних лодки, способных на 19 уз. под водой. Это превышает скорость в 17.5 уз. знаменитого немецкого Типа XXI, вошедшего в строй примерно в это-же самое время. Еще в 1938м году японцы построили эксперементальную Лодку №71, со скоростью подводного хода более 21 уз.
Японские субмарины имели лучшие торпеды доступные во времена Второй Мировой Войны. Торпеда типа 95 использовала чистый кислород для сжигания керосина, тогда как торпеды других стран жгли спирт сжатым воздухом. Это давало ей пройти в 3 раза дальше чем у торпед Союзников, и уменьшало волну, делая ее малозаметной. Тип 95 также имел самую большую в мире боевую часть, 405 кг в начале, увеличившуюся до 550 кг к концу войны. Все японские торпеды использовали взрывчатое вещество Типа 97, смесь 60% тротила и 40% гексила. Но наиболее важно то, что торпеда Типа 95 использовала простой контактный взрыватель, намного более надежный чем американский Марк 14 (до того как его улучшили в 1943м году). Япония также разработала и использовала электрическую торпеду Типа 92. ля-ля.
Принимая во внимание их размеры, скорость и торпеды, японские ПЛ добились очень слабых результатов. Это произошло потому, что они главным образом использовались против военных кораблей, которые более быстры, маневренны и защищены по сравнению с торговыми судами. Японская военно-морская доктрина была построена вокруг идеи о крупном морском сражении, таком же как Цусима. Они использовали ПЛ более как разведчиков, чья главная задача была обнаружить, следить и атаковать союзные эскадры. Этот подход дал значительные результаты в 1942м, когда они потопили 2 авианосца, 1 крейсер и несколько эсминцев и других кораблей и повредили 2 линкора, 1 авианосец (дважды) и крейсер. Однако, по мере того как союзная разведка, технология, методы и численность улучшались, японские ПЛ уже не могли достичь подобной результативности. По этой причине, многие исследователи говорят о том, что лучшим применением было бы использование ПЛ против торгового флота, вместо слежения за военными базами. Богнаско говорит о 184 кораблях, потопленных японскими ПЛ, общим тоннажем в 907 тысяч тонн. Эта цифра намного меньше, чем достигнутая немцами (2840 кораблей, 14.3 миллиона тонн), американцами (1079 кораблей, 4.65 мил. тонн) и англичанами (494 корабля и 1.52 мил. тонн). Выглядит разумным заявить, что блокада западного побережья Америки, подходов к Гавайям, Новой Зеландии, Австралии и Индии значительно более затруднила бы положение Союзников, чем все успехи с военными кораблями которые были достигнуты. Потеряв значительное количество грузовых судов, и размазав и так слабую оборону еще более тонким слоем по двум побережьям, Соединенные Штаты несомненно имели бы серьезные проблемы с 1942-му году.
Японцы, конечно, атаковали некоторое количество торговых кораблей в Тихом и Индийском океанах, но это было очень незначительное количество. Очень часто они ждали флотов которых никогда не видели, поддерживали замечательно храбрые но бесполезные разведывательные полеты, или высаживали карликовые ПЛ, в общем достигнув очень малого для такого ценного средства Флота. Когда ситуация начала ухудшаться, японские ПЛ все чаще занимались снабжением голодающих гарнизонов изолированных островов. Японцы растратили таким образом сотни походов, которые могли бы быть использованы более полезно. Грузовые возможности ПЛ были много более скромными чем у намного более дешевых надводных транспортов. В добавок к этому, множество практически невооруженных ПЛ (включая 26 построенных для армии) было построено специально для целей снабжения, пожирая на это промышленные ресурсы.
За свои провальные успехи японцы заплатили дорогую цену. Япония начала войну имея 63 океанских ПЛ (не включая карликовые), и построила еще 111 во время войны (общее число — 174). Однако ¾ из всех этих лодок (128) были потеряны. Пропорции потерь очень похожи на немецкие У-боты. Большинство уцелевших лодок были либо предназначены для учебных ролей, либо были недавно построены и никогда не видели боя. Из тех, которые все-таки понюхали пороху, уцелеть довелось очень немногим. Например из 30 ПЛ, которые поддерживали атаку на Перл-Харбор, ни одна не дожила до конца войны.
По сравнению с немецкими ПЛ, огромные японские лодки были весьма заметными визуально и радаром, медленно погружались, были неповоротливы под водой, легко ловились по звуку, и легко повреждались. Корпуса японских лодок были не настолько прочны как немецкие, и поэтому они не могли погружаться так-же глубоко или переносить такие-же удары. У них не было радаров до июня 1944, и эти радары так и не смогли достичь качества Союзных.
Ко всем этим недостаткам надо помнить о том, что Япония воевала с США и Англией, двумя странами борющимися с огромным количеством У-ботов в Атлантике, и следовательно тратящих огромные средства на борьбу с ПЛ. Как пример результатов этих исследований, - в июне 1944го американцы потопили I-52. Использовав сломанные шифры для разведки ее положения. Найдя ее ночью самолетным радаром (самолет взлетел с авианосца). Ведя ее под водой с помощью акустических буев, и потопив ее самонаводящейся торпедой сброшенной с этого же самолета. Японцы не могли достичь в это время ничего из вышеперечисленного.
Перед лицом таких недостатков мораль в Японском подводном флоте сильно падала. Это отражено в докладе, подготовленном американцами и англичанами после войны: «Невозможно поверить, что эти ПЛ могли неделями 'никого не встретить' около западного побережья США, или провести более 40 дней около Соломоновых островов во время боя за Гуадаканал 'не видя ни одной цели'. Даже офицеры Японского командования не могли скрыть их смущения, пересказывая эти сказки. Дальнейшее расследование в огромном количестве случаев позволяло выяснить что 'цель была слишком далеко для атаки».
[ 16-04-2003: Message edited by: TbMA ]