На сегодняшний день стратегическая авиация становится все более и более значимым фактором в стратегическом ядерном арсенале России.
Причин тому много.
1. Слишком малая вероятность военного конфликта с обменом массированными ядерными ударами, в котором будут задействованы МКБР шахтного базирования многих районов, и морского базирования (на ПЛ) ввиду катастрофических последствий и экономической невыгодности данного мероприятия.(сегодня)
2. Усиление и прогресс систем ПРО, которые, в ближайшие 20-30 лет смогут отразить массированный удар МКБР, и сделать его гораздо менее эффективным. В этой ситуации МКБР не смогут быть далее угрозой для вероятного противника, развернувшего систему ПРО, и защитившего ей наиболее уязвимые цели.(завтра)
3. Дальняя авиация представляет "в одном лице" - носитель выскоточных КР с ЯБЧ, разведывательную платформу, носитель обычных вооружений для неядерного применения.
Однако, стратегическая авиация - дорогое удовольствие.
Имеет большое количество уязвимых звеньев.
1. Аэродромная сеть.
2. Наземные системы обеспечения и обслуживания.
3. Самолеты обеспечения - транспортные, заправщики, и так далее.
4. Высокая зависимость от экономического состояния государства.
и недостатков самих самолетов.
1. Низкая скорость (по сравнению с МКБР).
2. Уязвимость от ЗУР, ЗА, ИА.
3. Высокая РЛ-заметность.
4. Необходимость точной разведки целей.
5. Отсутствие возможности гарантированно поражать без применения ЯО такие цели как: АУГ, конвои, поезда, отдельные корабли.
Следовательно, неизбежный путь прогресса состоит в том, чтобы создать такие стратегические бомбардировщики, которые будут свободны от этих недостатков, и в то же время, сохранят присущие ДА гибкость.
Как мне видится, дальнейший прогресс в этой области приведет к развитию двух ветвей.
1. Малозаметный, высокоскоростной бомбардировщик-ракетоносец, со скоростью полета 2-3 Маха, способный осуществлять низковысотный сверхзвуковой крейсерский полет на скорости 1.5-2 Маха, и полет на большой высоте на скорости 2-3 Маха, с дальностью 9-12 тысяч км.
2. Гиперзвуковой прогрессивный космоплан, с ПВРД, запускаемый с Ж/Д платформы, с помощью ракетного-ускорительного блока, как часть универсального авиационно-космического комплекса.
Экипаж - 2 человека.
Дальность действия - 40-50 тысяч км.
В мирное время комплекс служит для запуска ИСЗ, глобальных разведывательных миссий, возврата грузов с орбиты., в рамках поддержания группировки из 10-15 кораблей.
В военное - различные модификации предначаются для уничтожения целей типа АУГ, защищенных целей, борьбы со спутниками врага, перехвата высотных целей.
Вот таким образом, мне кажется, будет развиваться ДА в России.