Фагот>Монография вышла в серии "Армада". Там часто упоминается о том, что ТКА приходилось вести бои с катерами противника, но подробных описаний немного.
Попробую поискать . По поводу боестолкновений между катерами за сегодня удалось нарыть только то что я перечислил выше.
Фагот> В частности во время боёв за о.Соммерс пришлось вести бои с финскими VMV, во время перестрелок с которыми перевес был на стороне финнов из-за наличия на их катерах малокалиберных скорострельных пушек.
Если мне не изменяет мой склероз – торпедные катера у финнов это MTV-[номер] (типы Sisu, Syoksy, Isku), J-[номер] (Jumy), H-[номер] (Hurja), Т-[номер] (Taistu) м V – наши трофейные Д-3 и Г-5. А VMV-[номер] это таки –сторожевой катер, нечто вроде наших МО. Вот и сравнивали бы наш МО-4 (как массовый – 2х45 мм и 2х12,7мм) и VMV. Кстати, финны не брезговали и нашими такими плохими Г-5 и Д-3. Имели индекс V и были : V-1 ( катер Д-3), с 43-го – Vasama; V-2 “Vihuri”, V-3 “Viima” – с 43-го V-1, и просто V-3 – последние 3 – Г-5. Воевали вполне успешно, даже наши корабли топили
Фагот>Да в конце концов на Балтике, в шхерах, разве не могли они встречаться с вражескими катерами?
Сами понимаете – «могли» - это один разговор, а «имели боестолкновения» - другой.
Фагот>Упоминается случай, когда два Г-5 Азовской флотилии напали на немецкий катер и вынуждены были уйти ни с чем (кроме повреждений), т.к. немец имел автоматическую пушку.
Вот тут у меня видно пробел – источник можно ? Я что-то не припомню, чтобы в Азовской флотилии ТКA были… Да и про немцев у того же Исакова ( например) говорится только про понтоны и десантные катера…
Фагот> Упоминаются и случаи боёв с "шнеельботами" на Чёрном море, когда чаще всего приходилось отступать, пользуясь преимуществом в скорости.
Как я и говорил, встречал один случай на ЧФ, когда S-ами была организована засада… Больше – не встречал. Шнелльботам ловить Г-5 на боевом курсе – смысла просто не было…
Фагот> Это только про Г-5. Можно глянуть ещё МК про германские ТКА на "Вундерваффе" - наверняка там что-то есть.
Смотрел. И там смотрел и у немцев смотрел.
Фагот>Также, пулемёты не давали нужной защиты от авиации. Это ещё более важно. Множество катеров погибло или получило повреждения от авиации (инфа опять же из монографии).
12,7 было вполне достаточно самолётам против самолётов, но было мало катерам против самолётов ?
Фагот>Очень важным недостатком Г-5 была малая дальность хода, поэтому они мало участвовали в операциях на коммуникациях противника.
Это не недостаток – это разные концепции просто. Немецкие “S” – именно для операций на коммуникациях противника, с приличной автономностью и мореходностью, но худшими скоростью и маневренностью. Наши Г-5 - катера берегового базирования для действий в прибрежной зоне. Вот и всё.
Фагот>Получается, мы выбрали неправильную концепцию строительства ТКА.
Почему неправильную ?
Фагот> А реданные катера вообще никто кроме нас и итальянцев не строил.
Возможно были причины ?
Фагот> В том и вина флота - заказывали не то, что оказалось нужно. И для борьбы с крупными кораблями противника Г-5 не годился. Пример - атака на германские лёгкие крейсера в 1941 г.
И что ? Давайте так – никого обвинять не надо. Вы читали монографию, где говорится, что Г-5 - дрянь. Я читал мемуары катерников ( например) где говориться. что они им были очень довольны и предпочитали его «Восперам» из-за скорости и маневренности. Вывод – надо искать ещё информацию. Если катер строился до 1944-го года серийно – значит флот он устраивал, сварганить что-либо подобное немецким S даже в годы войны – вряд ли уж так сложно.
Фагот>Почитайте про успехи "шнеельботов" тут. Успехи очень приличные были, куда как больше чем у наших ТКА.
Эээ.. Ла-Манш и Северное море ? А наши ТВД ? Да и про наши катера можно почитать много про успехи.
Кстати, про
А у нас же и после войны катера вооружали 12,7-мм.
Днём не стал напрягать паямть, а сейчас посмотрел - с 12.7 мм были катера «военных» проектов – 123 и Т-200. На 183, 206 и 206М уже пошло 25, 30 и даже 57 мм