1. подумал. и понял что у них противоречия нет (спецы все таки). в их определении ничего нет о месте выработки команд, только о месте определения координат, а координаты у 48н6е таки определяются пеленгатором именно на борту, следовательно получается самонаведение
2. ну что поделаешь если сейчас везде методы комбинированные и так чисто уже не разделяются.
в связи с народным интересом кое-что о том как летают современные зур (из того же учебника)
7.3.2. Опорная траектория ракеты для баллистического про-ектирования
В настоящее время в практику проектирования зенитных ракет широко внедряются методы наведения на цель по оптимальным траек-ториям. Проведенные работы по ряду ракет показали, что оптималь-ный метод наведения должен реализовать выпуклую траекторию настильного типа (исключением могут являться траектории ЗУР малой дальности). Такая траектория должна компромиссно удовлетворять двум противоречивым требованиям. С одной стороны, желательно, чтобы в зоне встречи с целью траектория полета была близка к баллис-тической, чтобы создать условия для обеспечения высокой точности наведения ракеты на цель. С другой стороны, как показывают расчеты, на большей части пути по оптимальной траектории потребные перегрузки могут достигать значительных величин, которые не реализуют-ся при полете по баллистической траектории.
Оптимальная траектория должна предусматривать интенсивный набор высоты с тем, чтобы полет ракеты в основном совершался на больших высотах. При этом перегрузки ракеты должны распределять-ся по траектории таким образом, чтобы обеспечить минимум индук-тивного сопротивления. Чисто баллистические траектории не являются оптимальными, поскольку при полете по такой траектории увеличивается длина пути, а спрямление траектории приводит к повы-шенным энергетическим потерям из-за аэродинамического сопротив-ления. Компромисс достигается при использовании траекторий настильного типа.
Расчетная настильная траектория располагается в вертикальной плоскости, содержащей точку старта и упреж-денную точку встречи и строится в опорной сис-теме координат, у кото-рой ось ОХ направлена из точки старта в упреж-денную точку встречи, ось ОУ ей перпендику-лярна, а ось ОZ - гори-зонтальна (рис. 7.28). Аналитическое описа-ние траектории в декартовой системе координат представляет собой полином определенного вида как функцию дальности х. При баллисти-ческом проектировании рассматривают несколько опорных траекто-рий. Обычно в их числе траектория, соответствующая максимальной дальности и максимальной высоте полета, и траектория, соответствую-щая максимальной дальности и минимальной высоте полета.
Рассмотрим основные свойства и параметры настильных траекто-рий при наведении ракеты в упрежденную точку встречи.
Аналитическое описание траектории. Настильная траектория дви-жения ракеты в опорной системе координат имеет вид
…
Решение этой системы уравнений определяет траекторию ракеты, обеспечивающую желаемую перегрузку в заданных точках. В осталь-ных точках траектории перегрузки, вообще говоря, могут отличаться от предполагаемых. Однако, если учесть, что формы траектории явля-ются гладкими, можно считать существенные отклонения перегрузок в промежуточных точках малореальными.
Оптимальные траектории.
Аналитическое описание опорной траектории предоставляет проектанту широкие возможности для ана-/лиза параметров -движения и собственно ракеты. Помимо управления перегрузкой ракеты, аналитическая запись траектории позволяет легко определять основные параметры процесса наведения (угол подхода ракеты к цели, характеристики траектории в момент старта, углы на-клона вектора скорости и др.), выявлять энергетически выгодные тра-ектории, рассчитывать оптимальные значения средней скорости ракеты.
Априори можно утверждать, что полет ракеты по прямой в задан-ную точку зоны поражения энергетически менее выгоден, чем полет по выпуклой траектории настильного типа. Хотя при движении ракеты по траектории настильного типа увеличивается длина пути и соответ-ственно увеличиваются энергетические затраты, однако эти затраты перекрываются снижением лобового сопротивления в связи с полетом ракеты в менее плотных слоях атмосферы.
Дополнительно к этому положительное влияние на энергетику оказывает участок траектории, близкий к баллистическому. Оптимизация траектории и выбор энерге-тически выгодной траектории проводится на этапе баллистического проектирования, в процессе комплексного расчета параметров при ин-тегрировании уравнений движения.
Важным свойством энергетически выгодной траектории, как по-казывают расчеты, является то, что средняя скорость полета по траектории в заданную точку зоны поражения имеет максимальное (наивыгоднейшее) значение, что обеспечивает оптимальные временные возможности поражения целей. Приведенный на рис. 7.31 пример для расчетных условий хт„ = 70 км и Ятв = 25 км показывает, что в зоне энергетически выгодных траекторий, соответствующих А \ = 0,35*0,45, средняя скорость ракеты при движении по настильной траектории на 10-15 % выше средней скорости полета ракеты по прямой. В том и другом случае средняя скорость определялась как отношение наклон-ной дальности полета в заданную точку зоны поражения к времени полета в эту точку.
Реализация настильной траектории.
В полете оптимальная рас-четная траектория формируется системой управления на основе текущей информации о параметрах движения ракеты и цели и гипотезе о последующем их движении. По этой информации вычисляется упреж-денная точка встречи, через которую проводится траектория ракеты. Реализация такой траектории достигается с помощью бортовых средств управления. В настоящее время освоено создание малогабаритных бес-карданных инерциальных систем управления (ИСУ), центральным ядром которых является спецвычислитель с быстродействием несколь-ко миллионов простых операций в секунду и массой несколько сот граммов. С помощью ИСУ вычисление и реализация оптимальной тра-ектории не представляет трудностей.
Решаемая системой управления задача распадается на две части:
- выбор закона управления, воспроизводящего оптимальную траекторию с достаточной близостью;
- сопряжение опорной траектории с конечным участком самона-ведения.
Необходимость построения оптимальной траектории, заметно от-личающейся от траектории, реализуемой при использовании общеи-звестных методов наведения, возникает при управлении ЗУР средней и большой дальности действия. Это предопределяет достаточную степень свободы в разбиении всей траектории полета ракеты на два участ-ка: больший, занимающий до 75 % полного времени полета, на кото-ром ЗУР строго следует по оптимальной траектории, и конечный участок, занимающий около 25 % от полного времени полета, на кото-ром осуществляется переход на метод пропорционального сближения с последующим самонаведением, обеспечивающим высокую конечную точность перехвата цели.
Необходимые для управления коэффициенты А опорной траектории рассчитываются предварительно по всей зоне применения ЗУР. Коэффи-циенты полинома хранятся в памяти ЦВМ ЗРК или БЦВМ ЗУР и исполь-зуются при формировании траектории ракеты в реальном времени.
При полете по расчетной траектории используется закон управле-ния по линейному отклонению от опорной траектории; при этом сте-пень приближения реализуемой траектории к опорной весьма высокая: отклонения не превышают десятков метров. Это гарантирует точное воспроизведение оптимальной траектории. В процессе полета опорная траектория уточняется и перестраивается в зависимости от измеряемо-го радиолокатором движения цели.
При сближении с целью на заданное расстояние, когда оставшее-ся время полета до точки встречи составляет около 20 % от полного времени полета, осуществляется переход на метод пропорционального сближения. Этому моменту на опорной траектории соответствует точка, в которой выполняется граничное условие по ориентации векто-ра скорости ракеты, соответствующее требуемому по методу пропорци-онального сближения. Это позволяет к моменту начала самонаведения (т.е. на дальности, соответствующей захвату цели бортовой головкой самонаведения) свести к минимуму систематические начальные про-махи и потребные перегрузки для их отработки. В результате ЗУР получает возможность использовать на коротком конечном участке самонаведения полный диапазон располагаемых перегрузок для выбо-ра промахов и парирования возможных противозенитных маневров цели перед точкой встречи.
В силу относительно малой длительности участка самонаведения по сравнению с полным временем полета, маневрирование ЗУР на участке самонаведения практически не сказывается на средней ско-рости полета, но в полной мере позволяет использовать маневрен-ность ЗУР для обеспечения высокой точности наведения.