Вот вычитал мнение технаря (имя не сохранилось, к сожалению):
Например, МиГ-21 - чудовищная эксплуатационная нетехнологичность (сам три года работал на МиГ-21ПФМ, СМ). Замена двигателя целое событие, а клапана гидросистем( и т.д. Су-27 - на первых годах экспулуатации 3 часа на отказ в воздухе (мучился тоже, но уже в другой должности).
Если Вы знаете принципы работы КБ и о менталитете конструкторских школ, то хорошо поймете то, что я скажу:
МиГ-21 по ряду показателей передовая машина, но она строилась на технологической идеологии МиГ-19. А что это такое? Если можно придумать неразборный самолет, то это он. Одна магистраль имени Микояна чего стоила (все трубопроводы гидросистем шли без лючков вдоль борта и к ним никак не подступиться без разборки самолета). Так вот МиГ-21 полностью унаследовал именно такой подход к технологичности. А замена воздушных шлангов, а люк осмотра компрессора в куполе правой стойки шасси, а ремонт радиостанции, которая могла быть изъята из носовой части только при помощи лома или чего то подобного, а кабина, в которую мне приходилось утаптывать к-ра корпуса Александрова ногами! и т.д.. Все это к сожалению не "детские болезни", а идеологические (в смысле идеологии самолета как системы) просчеты. Ноги этой проблемы росли в нашей промышленности от вечной спешки, от непонимания того, что как будет себя чувствовать в кабине летчик - так и воевать будет, как сможет техник его восстанавливать - так он и летать будет. Я постоянно от конструкторов слышал и слышу: как скажем так и летать летчик будет!
Вот это и есть культура проектирования. После перехода на Су-17М3 практически все: и летный и технический составы вздохнули с облегчением: после Су-7 это была принципиально другая по культуре машина, пожалуй с единственным серьезным недостатком: заправочная горловина слишком высоко и таскать туда пистолет тяжеловато было. Когда мой полк переучивался, то мне приходилось делать по 8 вылетов на спарке в смену без механика, (ну как всегда, не было их), а потом вечером читать лекции летному и техническому составу по НР-54 (я был в числе 4 техников переучившихся на заводах). А инженерный состав почему-то не мог читать лекции по автоматике АЛ-21.
Потом идеология МиГ-21 была перенесена на МиГ-23. И только на МиГ-29 я увидел то, что хоть немного стало напоминать достойный подход к созданию техники. Но и тут ляпов было полно. Перед началом испытаний в Ахтубе Вайнберг рассказывал о самолете по плакатам. Так самолет на них был почти весь красный: весь был сделан внове. После двух лет эксплуатации красного ничего не осталось. После этапа "Б" только перечень недостатков по технике и эксплуатационным вопросам составил несколько листов. А в это время полки формировались уже вовсю. За приемку этого самолета (не устранение недостатков, а за подпись в акте приемки) кое-кто получил Героя СССР, кто-то квартиры в Москве, кто-то ордена и т.д. А самолет продолжал быть "рахитом". Капоты одевались методом растягивания фалами, люк доступа к магнитным пробкам находился в полуметре от магнитных пробок, винты стояли сикось-накось, элементы из композиционных материалов разрушались, краска сползала и т.д. На один из самолетов, при проведении работ по приемке самолета от промышленности, мной было составлено 26 рекламационных актов (самолет налетал 3 часа без учета облета на заводе). Налет на отказ в воздухе был меньше 2 часов. Да и анализ компоновки агрегатов на планере кроме грустных мыслей ничего не вызывал: блок тяг и рулевых качалок (так называемый "комбайн") разместили в гроте сразу за кабиной: туда достаточно короткой очереди из пулемета, чтобы самолет стал неуправляемым. Стреляют-то сверху и сзади. Не факт ведь, что МиГ-29 будет всегда сверху. А где удовлетворение требований по живучести?
Ну это так, к слову о детских болезнях и врожденных пороках.
Теперь об F-5A. В отличие от наших машин, она была сделана для эксплуатации олигофренами (утрирую): были учтены все условия, которые могли привести к незакрытию чего-то или незаворачиванию. Достаточно сказать, что его для испытаний собирали (без инструкций и тех документации!) два человека с техническим образованием: техник самолета и начальник группы по РЭО. Они до этого о таком самолете и не слыхивали. Самолет был собран, двигатели опробованы и успешно облетан. Технология фактически "автомобильная". В данном случае это было очень правильно. Радиостанция (вернее ее съемная часть) стояла на панели в кабине. Качество приборного оборудования было выше всяческих похвал. Да и все остальное было вылизано.
Вот и все остальное наше: и Ту, и Як, и Ил создавались в вечной спешке, без понимания заказчиком своих же желаний и требований.
Если лично, то мне продукция Яковлевцев никогда не нравилась, может и необоснованно. Но в облике их самолетов всегда отсутствовала основательность и капитальность. Это подтверждалось и личными ощущениями при полетах на Як-40 и Як-42. Хотя они бы могли делать очень приличные учебные самолеты. Но... Я уже не говорю об их СВВП.
Так что уважаемый коллега, можно бесконечно долго говорить о закрылках, о приемистости двигателей или их дымности: проблемы не там. Все, что обсуждается в таких ветках несет оттенок самолюбования: например, кто точнее назовет углы отклонения рулевых поверхностей или еще чего-то. Отчасти я это явление отношу к невозможности обсуждения серъезных вещей в этих условиях и к объективному непониманию участников глубинной сути вопроса.
С уважением и с наилучшими пожеланиями. Простите за некоторую беглось изложения: наверное не все имеет смысл выкладывать на форумах?
P.S. Насчет грунта, для примера: Миг-27 — эксплуатация с грунтовых ВПП в действительности невозможна несмотря на наличие специально усиленного шасси — по причине грязи летящей в воздухозаборники. Вобщем везьде много ньюансов. В том-же МиГ-23 фонарь при включенном двигателе открывать нельзя — может высосать. Итд итп.
Дабы не упрекать в низкопоклонстве — с той стороны все очень похоже.
То-есть уважаемые, "надежно, но грубо" итд — это штампы.