Флотомастер 2004-3
ДИСКУССИЯ
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО
Сергей Иванов
Попытки «пересмотреть» историю предпринимались с очень давних пор и, скорее всего, будут предприниматься еще невесть сколько лет. Вот и нашим современникам не дают покоя события, случившиеся ровно век назад. Кипят жаркие, но, увы, совершенно бессмысленные споры, которые сводятся к главной теме - «КАК ПОБЕДИТЬ ЯПОНИЮ" - хотя бы на бумаге. Фраза в кавычках взята мной из названия статьи Александра Литвинова и Игоря Маслова, опубликованной во «Флотомасте-ре» № 5/2003. Лично у меня после ее прочтения возникли весьма серьезные сомнения: а стоило ли данный материал публиковать?
Для начала рассмотрим некоторые более чем спорные моменты «Мечты...». Например, довольно любопытным представляется список «ветеранов», приведенный Литвиновым и Масловым: «Наварин», «Сисой Великий», «Николай I», «Александр II», «Адмирал Нахимов», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», плюс три броненосца береговой обороны. По мнению «мечтателей о прошлом», все эти корабли настолько устарели, что надобности в их отправке на Дальний Восток просто не возникало. Рискну предположить, что беда заключалась в общем состоянии дел в Российской Империи. Беда в том, что в нашей стране отсутствовало понимание того, какие именно корабли надо строить, как их грамотно и умело содержать и, главное, как их правильно использовать. Вспомните, что в японском флоте служили, а точнее, довольно прилично воевали их современники. Более того, наши противники нашли вполне достойное применение совсем уж "ветхозаветным» единицам. Например, действия сухопутных войск вполне удачно поддерживал бывший английский корвет «Ма-лакка», построенный еще в 50-е годы XIX в.! Знаменитая «Эсмеральда», превратившаяся в «Идзуми», была старше любого из отечественных кораблей, участвовавших в войне, за исключением разве что считавшихся совсем ни для чего не пригодных «Джигита», «Разбойника» и «Забияки», и т.д., и т.п.
Напрашивается вывод, что в России постройка кораблей осуществлялась плохо, а проекты зачастую оказывались либо неудачными, либо «экстравагантными» (огромные, дорогостоящие, но мало полезные броненосные истребители торговли или броненосцы-рейдеры). Тот же «Сисой» вовсе не являлся устаревшим по сроку службы, но его проект оказался не слишком удачным, а постройка - некачественной. «Память Азова», называя вещи своими именами, просто позор для наших кораблестроителей. Впрочем и французы с «Адмиралом Корниловым» оказались не на высоте. Ну а широко известная история с ошибками проектировщиков крейсеров типа «Диана» в комментариях вряд ли нуждается. Плюс к этому, возникает немало вопросов о соответствии занимаемым должностям значительной части наших офицеров (особенно механиков). Складывается впечатление, что они не могли обеспечить нормальную эксплуатацию механизмов, которые быстро изнашивались и непозв< тельно часто выходили из строя
Трудно согласиться с Литвиновым и Масловым и когда они говорят об ошибках "...предпринятого именитыми адмиралами «мозгового штурма»». Ограниченное водоизмещение броненосцев, конечно же не позволяло получать сверхмогучие корабли, но зато позволяло ограничитьих стоимость. Лишних денег флоту выделить не удавалось, и дело тут отнюдь не в прихоти С.Ю. Bитте а именно в общем состоянии в стране, Это обстоятельство пришлось волей-неволей учитывать «именитым адмиралам», следует учитывать и при любых «мечтаниях», иначе можно просто заявить надо было построить флот, равный британскому! И тогда никакая Япония не рискнула бы напасть.
Еще один пассаж: «Плохо продуманные типы и даже целые классы кораблей (большие и слабозащищенные бронепалубные крейсера, слабо вооруженные малые крейсера-разведчики, избыток легких крейсеров при очевидной нехватке броненосных", заставляет думать, что авторы статьи «Мечты о прошлом...» никогда не заглядывали в справочники. Иначе они обязательно заметили бы, что большие и не имевшие особо мощной защиты бронепалуные крейсера строились ВСЕМИ ведущими флотами мира - британским, французским, американским,германским. Свои резоны у адмиралов каждой из этих стран имелись, поскольку считать и непрофессионалами и, просто недоумками, не стоит. Отечественнвые малые крейсера-разведчики действительно можно считать слабовооруженными в сравнении с японскими кораблями сходного водоизмещения, но ведь Российский флот создавался вовсе борьбы с одной конкретной вражиной» - Японией. Приходилось учитывать и вероятность столкновения с другими противниками когда скоростные качества оказаться решающими. В Германии, между прочим, на «малые" крейсера устанавливали 10,5 см орудия. Вообще, пушки кал от 3,9 до 5 дюймов считались в мире наиболее эффективныными для крейсеров небольшого водоизмещения (нередко использовались и меньшие калибры!). Кстати модернизации своих «Нанивы», «Токатихо» или вышеупомянутой «Эсмеральды->-«Идзуми» японцы не стали заменять крупнокалиберные артсистемы столь же крупнокалиберными, ограничившись среднекалиберной артиллерией.
Вместо того, чтобы порицать российское руководство за «растягивание» выполнения Программы 1898 г, следует аккуратно и осторожно оценить и экономическое положение империи, и причины, побудившие делать все именно так, как это делалось в «реальной» истории. В конце XIX в. очень многие как среди государственных мужей, так и среди флотского начальства прекрасно понимали достаточно «серенький^ уровень нашей судостроительной промышленности. Однако броненосцы типа «Бородино», крейсера типов «Богатырь» и «Усовершенствованный Новик» («Жемчуг», «Изумруд»), миноносцы типа «Сокол», базировавшиеся на иностранных проектах, все же предпочли строить на отечественных верфях. И даже те корабли, которые заказывались иностранным фирмам, вооружались артиллерией российского производства.
Как мне кажется, главной причиной служило стремление в первую очередь не дать уйти за границу огромным суммам, выделяемым на создание флота, обеспечить работой тысячи «мастеровых» (а заодно и занятых на казенных заводах многочисленных служащих разных категорий). Во вторую очередь следовало обеспечить некоторую независимость России от поставок из-за границы, поскольку таковые поставки в случае войны {особенно в случае войны с одной из «мировых держав) могли оказаться полностью прерваны. Вряд ли стоит очень уж винить адмиралов и Витте за то, что ...половина новых русских броненосцев и многие крейсера встретили начало войны на стапелях или у достроенных стенок".
Опасность строительства флота за границей хорошо иллюстрируют примеры стран, «обобранных» англичанами в 1914 г., или России, оплаченные которой корабли пополнили кайзеровский флот. В случае начала войны с той же Японией британцы, скорее всего, не стали бы передавать заказчикам новые боевые единицы, а задержали их до конца войны. В те годы правительства «великих» держав старательно делали вид, что аккуратно соблюдают положения о нейтралитете, предоставляя возможность наживаться на военных поставках частным фирмам, но и тем приходилось соблюдать «правила приличия». Кстати, это относится как к торговле оружием, так и к пребыванию кораблей воюющих стран в нейтральных портах. В связи с чем перспективы «...бункеровки и мелкого ремонта в Шанхае» выглядят довольно туманными. Особенно по части ремонта.
Идея базирования значительной части флота на Владивосток - увы и ах! - не выдерживает никакой критики. Во-первых, это позволяло японцам бить российские силы именно ПО ЧАСТЯМ. Во-вторых, совершенно не учитываю!ся климатические условия Владивостока. Ведь в отличие от Порт-Артура этот порт НЕ ЯВЛЯЛСЯ НЕЗАМЕРЗАЮЩИМ и R случае холодной зимы все сосредоточенные там корабли могли оказаться исключены из списков активно действующих 6 всяких усилий со стороны про~ ника. Даже при вполне благоприятной погоде блокировать там русскую эскадру враг смог бы довольно плотно. Например, с помощью минных постановок (в реальной жизни японские мины у Владивостока причинили нашим морякам немало бед).
Немаловажной представляляется и необходимость для России соблюдения принятых в те годы с лишений о правилах морской войны. Это могло сделать практически неосуществимой борьбу с японской морской торговлей, осуществляемой иностранными судами. Одно-два нарушения, допущенные, скажем, в отношении британского флага, еще могли остаться безнаказанными, но в дальнейшем у нашей страны могли возникнуть очень серьезные проблемы.
Теперь давайте отвлечемся от теоретических споров и еще раз оценим реальные результаты российской борьбы с японской торговлей. Для начала возьмем отряд Вирениуса. Это соединение состояло из - не считая миноносцев -броненосца-рейдера, старого (но недавно модернизированного) броненосного крейсера, строившегося специально для борьбы с торговлей на океанских просторах, большого бронепалубного истребителя торговли и крейсера-яхты, имевшего достаточно приличные дальность плавания и автоном-Hocib. Казалось бы, сама судьба вложила в руки российского командования разящий меч, которым и следовало рубить вражеские коммуникации. Однако «выгнать» Вирениуса и его силы в Тихий океан никому и в голову не пришло...
Действия Владивостокского отряда, направленные против неприятельского торгового судоходства (именно судоходства, а не снабжения войск на коммуникации Японские острова - материк) тоже трудно назвать эффективными. Их результаты оказались скорее из разряда «булавочных уколов». И уж совсем бездарно - впрочем, это еще мягко сказано - действовал вспомогательный крейсер (вооруженный транспорт, коммерческий рейдер и т.д., называйте как хотите, суть от этого не изменится) «Лена». До Сан-Франциско, дошли, и никого не поймали! Зато повод для интернирования сыскали вполне подходящий.
Находившийся к началу войны в Порт-Артуре вспомогательный крейсер «Ангара» в действиях на коммуникациях участия так и не принял. Никто из наших командующих - ни Алексеев со Старком, ни считающийся особенно решительным и энергичным Макаров, ни Витгефт - так и не предприняли попытки отправить его в рейдерство. Тем более никто не собирался высылать для борьбы с японскими перевозками «стариков» -два клипера и «Забияку». Столь «велимудрая» идея, судя по всему, даже не пришла адмиралам в голову. Хотя можно вспомнить, что в 70-е годы XIX в. вся троица строилась именно для крейсерских операций. И непонятно, почему господа Литвинов и Маслов считают их дальность плавания недостаточной. Однако следует согласиться с тем, что в обычной войне их ценность оказалась (учитывая вышеупомянутое отношение российских моряков к старым кораблям) практически нулевой.
Однако и новые крейсера ничем себя не проявили. После боя в Желтом море вырвавшийся из «порт-ар-турской лопушки» истребитель торговли «Диана» не предпринял ни малейшей попытки действовать на вражеских коммуникациях, «героически» добредя до отнюдь не близкого Сайгона. Вопрос, почему «Диане» пришлось разоружиться, можно обсуждать до бесконечности, но сей факт трудно считать почетным для нашего флота.
Вряд ли можно считать успешными действия вспомогательных крейсеров эскадры Рожественского. Четыре из пяти обладавших действительно немалой автономностью кораблей нанесли японской торговле совершенно несущественный ущерб, да и отвлечь внимание противника они не смогли. Пятый же вспомогательный крейсер остался с главными силами и бесславно погиб в сражении. Кстати, среди причин по которым «Урал» остался в составе эскадры, а не ушел в рейдерство называют не только мощну. радиостанцию, но и откровенную ненадежность его офицеров. По некоторым сведениям, они высказывали желание интернироваться при первой же возможности, о чем стало известно командованию...
В целом, в ходе войны экипажи наших крейсеров не раз проявляли массовый героизм, но во способность российских офицеров вовать решительно вызывает серьезные сомнения. Примеров более чем достаточно, особенно много их приходится на время Цусимского сражения. Тут и преждевременно оставленный экипажем «Урал" и уход «Жемчуга» от броненосцев, и- чтобы потом не придумывал «оправдатели» - фактическое бегство (конечно же, под благовидным предлогом) отряда Энквиста. Даже успешно прорвавшийся "Изумруд" оказался совершенно бестолков погублен растерявшимся командиром [От редакции. Не все понятно с затоплением экипажем «Дмитрия Донского». Складывается впечаиление, что выдержавшие ожесточенный бой с противником люди оказались морально надломлены и предпочли твердую почву острова Дажалет риску погибнуть в море.]
Что же касается перспектив психологической войны против Японии, то вряд ли угроза крейсерских операций могла запугать " воинственных самураев», К тому же не следует забывать: в России не верили в возможность нападения Японии. И совсем уж провоцировать дальневосточного соседа все-таки не хотели
Подводя итог, хочется отметить: чем предаваться пустым мечтам- хотя и говорят, что мечтать не вредно - лучше заняться изучением истории той же Русско-Японской войны. Ведь в этой самой истории еще остается вполне достаточно «белых пятен».
От редакции
Или все-таки стоит попытаться понять причину совершенных ошибок и попробовать предложить пусть даже чисто теоретически способы их исправления? И не пытаться отвергать напрочь идею «альтернативной истории?"
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"