Здравствуйте.
Максимка>У F-104 аварийность больно высокая.
Какая? Попросту высокая? А у МиГ-21? Замечу, что о настоящей аварийности F-104 в США известно точно, в ФРГ и Италии, скажем, меньше. А вот аварийность МиГ-21 оценить сложно, мне известно лишь, что индийцы сейчас теряют МиГ-21 темпом самолёт в месяц и так в течение более 10 лет. Но я не ведаю напряжённости использования МиГ-21 в Индии, как, впрочем, сопоставимой статистики аварий МиГ-21 в СССР.
Максимка>Да и в войне 71 года он себя не слишком хорошо показал.
Война индо-пакистанская? Откуда такой анализ? Мурзилка?
Тогда мимо, быстротечная война, в которой пакистанские ВВС вели
воздушное наступление, а вот МиГ-21, в лучшем случае, перехват, если взлететь могли. На основе событий 10-и дней делать выводы… странно. Хотя… F-104
мог сопровождать ударные самолёты, сам наносить удары, участвовать в
завоевании господства, а вот МиГ лишь препятствие для этого, а не средство достижения
своего господства.
Очевидное преимущество F-104 над МиГ-21.
———
Важнейшим недостатком F-104 является сложность содержания и обслуживания. Отмечали, что подготовка к вылету
на высотный перехват очень сложна. В неё входит и подготовка скафандра, скажем, и заправка кислородной системы, какой-то навороченной, раскрутка гироплатформ.
До сих пор не знаю, как обходятся на МиГ со скафандром? Потолок заявлен приличный — 19 км. Достигали строевые пилоты?
Второй по важности недостаток — ВПХ, точнее, посадочная скорость. Важно, что система СПС могла и отказать, отказывала, тогда сесть ещё труднее, очень трудно. Однако я б вовсе не сравнивал МиГ со Starfighter, его правильнее с Су-9/15 сравнить.
Mirage ближе к F-104 и, пожалуй, удачнее его, но и тут есть важные оттенки. РЛС, ракеты, пушка, скажем. Как чистый перехватчик F-104 не хуже Mirage, даже лучше, так как практическая скороподъёмность много лучше. Думаю, правда, что на большой высоте большое крыло поможет Mirage.
Сравнивать Mirage с МиГ-21 странновато. Mirage побольше и премного. Значительно шире круг задач, которые он приспособлен решать. Mirage III и 5 надо тоже с Су-9/15/17 сравнивать, пожалуй.
Так что МиГ-21, выходит у меня, «единственный в своём роде» средь ровесников. Можно попытаться сравнить с T-38/F-5. Но и тут сложности, F-5 появился значительно позже, не имел такого потолка и скорости, не был перехватчиком по замыслу. Скорее уж МиГ-21 по ходу времени всё приближался к F-5 тактикой и основными параметрами… и, разумеется, отставал. Ничего удивительного, F-5 новее.
———
Вывод. МиГ-21 — замечательный самолёт, маленький и сравнительно простой, но
сопоставимый с навороченными и поздними машинами. Хоть уступал каждому мной упомянутому в чём-то важном. Да не во всём — это большое достижение. Ему б двигатель экономичнее — как J79 или АЛ-21, но полегче, — да крыло побольше — как у Fairey Delta 2, Mirage, Drakken или МиГ-21и, но всё это вовремя, с самого начала.
Сравнивать МиГ-21 правильно с Fairey Delta 2, хоть он остался опытным.
Ну, и что-нибудь на основе T-38, хоть не перехватчик и с 2-мя двигателями, однако мог занять то место, которое занял вскоре после создания МиГ-21 — лёгкий тактический скоростной самолёт, не перехватчик, без сложного оборудования. Собственно — F-5A, но позднее и для другого назначения, нежели то, которое мыслилось создателям МиГ-21.
Дмитрий Журко