А вот статья из Техники и вооружения №9-2004......
БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ
Владимир Асанин
Ракетные катера вступают в бой
Без преувеличений можно утверждать, что день 16 октября 1967 г. навсегда вошел в историю развития средств вооруженной борьбы на море. Для экипажа израильского эсминца Eilat он, видимо, стал тяжелым с самого утра: накануне он отмечал очередную годовщину вступления бывшего британского корабля в состав израильского флота. Вдобавок этот день стал вообще последним в истории корабля. Патрулируя в районе египетской военно-морской базы Александрия, он вызвал неудержимое раздражение в душах арабских моряков, а возможно - избыточное внимание их советских советников. Так или иначе, корабль был обстрелян непосредственно с рейда Александрии. Гибель Eilat была стремительной и впечатляющей. Действительно, в небольшой корабль-ветеран Второй мировой войны попали сначала две, а затем, с временным интервалом, еще пара ракет П-15. Последняя ракета пошила то немногое, что еще возвышаюсь над водой, за считанные минуты [О окончательного погружения Eilat i пучину. Общий расход П-15 вдвое 1реиытал требующийся для его потоп-1ения, по теоретическим расчетам.
Это событие оказало исключительное (яияние на последующее развитие мор-!ких вооружений. До того противокора-(ельпыс ракеты создавались только СССР, Швеции и без особых успехов во Франции. Американцы и англичане Покойно наблюдали за деятельностью советских конструкторов, считая особое внимание, уделяемое ракетному оружию в СССР, вынужденной компенсацией отсутствия авианосцев в нашем йоте. После гибели Eilat американцы Решительно приступили к созданию собственных противокорабельных ракет «Гарпун», тактического варианта «Томагавка». Французы ускорили и успешно завершили уже развернутую ранее разработку ракеты «Экзосет». Следующие боевые эпизоды, связанные с применением ракетного оружия раде, по формулировке B.C. Высоцкого «индо-пакистанского инцидента», :в большей мере подтвердили представления о имуществе советского ра-пюго оружия. Как и наши черноморцы.в 1941 г., индусы решили с началом боевых действий немедленно разорить иное гнездо врага - его главную вонно-морскую базу. Но рейд на Карачи прошел намного успешнее набега на Констанцу, что свидетельствует о его лучшей подготовке. Карачи находился на большом удалении от индийских баз, на пределе радиуса применения ракетных катеров пр.205. Поэтому большую часть пути катера «Ниргхат», «Нипат» и «Веер» прошли на буксире у сторожевых кораблей пр. 159 «Кил-тон» и «Катчал».
В ночь на 5 декабря 1971 г. на удалении 20 миль от берега сторожевики остановились, а ракетные катера своим ходом двинулись к берегу Ход был неторопливым: катера имитировали занятые промыслом рыболовецкие суда. Тем не менее они вызвали повышенный интерес у пакистанцев, обнаруживших их на экране работающей береговой РЛС. Любопытство мусульман оказалось для них гибельным: посланный на разведку эсминец Khaibar стал первой жертвой индусов, потопивших его двухракетным залпом. Ракетным огнем были также повреждены эсминец Badr, тральщик Muhafiz и транспорт, ошибочно принятый индусами за пакистанский крейсер. Две ракеты были выпущены по береговым сооружениям. Портовые краны давали мощное радиолокационное отражение, воспринимались операторами катерных РЛС как крупные суда и легко захватывались на сопровождет1е.
Спустя четыре дня индусы предприняли еще один ночной рейд на Карачи, в ходе которого потопили три и повредили два транспорта. Новым в боевом применении ракет стал великолепный фейерверк, вызванный четырсхракст-ным залпом индусов, уничтожившим 12 из 34 топливных цистерн нефтехранилища. Согласно одной из версий, последние были поражены ракетами с тепловыми головками, захватившими па сопровождение металлические корпуса баков, хорошо прогретых за день тропическим солнцем.
Отметим, что все описанные выше боевые эпизоды связаны с применением ракетного оружия только одной стороной вооруженного конфликта, как бы игрой в одни ворота. В те годы у противников Египта и Индии не было ни ракетных катеров, ни других кораблей-ракетоносцев. Меры радиоэлектронного противодействия также не принимались. Положение изменилось в ходе октябрьской арабо-израильской войны 1973 г. Израильский флот к ее началу насчитывал 12 катеров французской постройки типа Saar. Часть из них была якобы выкрадена израильтянами на французских верфях после введения правительством де Голля эмбарго на поставки вооружения Израилю. Можно предположить, что без молчаливого согласия фирмы-изготовителя столь дерзкая операция не увенчалась бы успехом. В дальнейшем в Израиле начали самостоятельно строить катера Reshef по типу французских Saar-IV. Головной катер успел пополнить израильский флот к началу очередного конфликта на Ближнем Востоке.
Как известно, боевые действия начались внезапно, с решительного наступления, предпринятого египетской и сирийской армиями около 13 часов 50 минут 6 октября 1973 г., в день еврейского праздника «Йом кипур» («Судный день»). Корабли арабов под прикрытием обычных мероприятий по плановой боевой подготовке были заранее развернуты в морс. Но уже в первую военную ночь израильтяне восстановили боеспособность и двумя тактическими группами предприняли набеговую операцию на сирийскую военно-морскую базу Латакия. Севернее действовала первая ударная группа из катеров Miznak, Grash и Hetz, южнее находилась прикрывающая ее вторая группа в составе артиллерийского катера Mivtach и ракетного Reshef. Первой жертвой израильтян стал торпедный катер советской постройки пр.123К, обнаруженный Miznak и потопленный в 22 часа 50 минут огнем двух 76-мм артиллерийских установок, но успевший до своей гибели оповестить командование о приближении катеров противника.
Впервые ракеты «Габриель» были безуспешно применены с израильского катера Crash на дальности 20 км по находившемуся в дозоре к северо-западу от Латакии тральщику Yarmuk советской постройки пр.254, который немного позднее был потоплен двухракетным залпом катера Reshef с удаления 18 км в 22 часа 43 минуты. Немного позже южнее Латакии группа из двух сирийских ракетных катеров пр.183Р и одного пр.205 залпом шести ракет атаковала Reshef и Mivtach. Израильтяне прикрылись ложными целями. Далее сирийцы, сблизившись на дальность 30 км, провели пуск оставшихся двух П-15 с катера пр.205 по Grash и Miznak и развернулись в сторону базы. Они шли на максимальном ходу, обеспечиваемом к тому времени изношенными дизелями, 24 узла. Израильские катера, успешно уклонившиеся от ракет П-15 с помощью ложных целей, на скорости более 30 узлов устремились за ними в погоню. Уменьшив ди
станцию до 20 км, они пусками четырех ракет «Габриель» потопили сирийские катера пр.183Р и пр.205 в 23 часа 32 минуты и в 0 часов 08 минут. Оставшийся сирийский катер пр.183Р, спасаясь от ракетного и артиллерийского огня, выбросился на мель, где и был добит Miznak в 0 часов 25 минут.
В ту же ночь израильской авиацией был потоплен и один из семи египетских ракетных катеров, наносивших удар по береговым объектам у Рунами. Египтяне заявили о том, что один израильский вертолет был сбит.
События у Латакии повторились через двое суток у берегов Египта. Перед этим 10 израильских катеров были направлены к берегам Суэцкого канала в расчете на то, что танки смогут прорваться к каналу. Но контрнаступление израильтян не удалось, и четыре из 10 катеров вернулись на базу. Группа из восьми египетских ракетных катеров медленно, имитируя рыболовные суда, подкралась к цели и с дистанции 48-40 км нанесла четыре залпа ракетами П-15. Ракеты ушли на ложные цели.
Израильские катера Reshef и Kcshet нагнали отходившие египетские ракетоносцы и залпом ракет «Габриель» па дальность 17 км потопили три из них. Один катер сел на мель и был добит катерами Soufa и Herev. На обратном пути группа израильских катеров была атакована египетским катером пуском П-15 на предельную дальность - 37 км. Арабы посчитали один израильский катер потопленным.
В ночь с 10 на 11 октября были уничтожены еще два сирийских ракетных катера, повреждены сирийские нефтесклады под Бамнизасом, потоплены в Латакии японский и греческий сухогрузы. В том же порту на следующую ночь было сожжено советское транспортное судно.
Наиболее удачным египтянам представлялся бой в ночь на 15 октября у мыса Абукир, прославленного блестящей победой Нельсона над французским флотом. Залпом пяти ракет П-15 на предельной дальности, по египетским данным, были потоплены два ракетных и торпедный катер израильтян.
Еще один неповрежденный израильский катер сумел пуском ракеты «Габриель» повредить ракетный катер египтян, который, тем не менее, вернулся на свою базу. Удары по Латакии и Баниасу были нанесены 20 и 23 октября.
Длительное время в советской печати приводились данные о потерях сторон, согласно которым арабы потеряли 18 кораблей, включая 10 ракетных катеров, а израильтяне - соответственно 12 и 7. Такие цифры приводит даже А.Б. Широкорад в «Энциклопедии отечественного ракетостроения», изданной в 2003 г. Однако, в отличие от танков или самолетов, корабли - товар штучный, считаемый не сотнями и тысячами, а единицами, которые оказа-
Ракетные катера пр.205.
лись все налицо, а не на дне Средиземного моря! Авторитетный справочник «Джейн» из года в год показывал одну и ту же дюжину катеров типа Saar. Никаких неприятностей, согласно этому источнику, не случилось и с катером Reshef, успевшим поучаствовать в баталиях 1973 г. Наконец, в октябре 1998 г. официальный орган российского флота «Морской сборник» констатировал, что все 55 ракет П-15, запущенных арабами в 1973 г., не причинили ни малейших неприятностей израильским морякам.
Однако такие итоги не могут скомпрометировать систему П-15. Условия боевых действий в октябрьской войне 1973 г. оказались крайне неблагоприятными для ее применения. Неоднозначно трактуется и характер ложных целей, на которые были отведены запущенные ракеты П-15. Сирийцы, подводя итоги боя, сочли, что это были действовавшие на предельно малой высоте вертолеты противника, принятые арабскими моряками за быстроходные вражеские корабли. Они высказали предположение, что при атаке ракетами П-15 вертолеты стремительно набрали высоту, исчезнув с экранов РЛС. Сирийские моряки восприняли наблюдаемую на экранах РЛС картину как гибель израильских
кораблей в пучине вод и, обрадованны двинулись назад, к берегу.
Подводя итоги боя 10-11 октября египтяне также сочли причиной срын своей ракетной атаки использовани израильтянами вертолетов, имитировавших катера. Поскольку бой проис ходил вдали от израильских баз, получила распространение версия о том что вертолеты были доставлены н борту двух десантных кораблей. Судя по этим данным, большинство П-15 было выпущено по воздушным целя» поражение которых абсолютно не планировалось при разработке ракеты.
Если бы эта версия оказалась правильной, то тактику израильтян можно было бы оценивать как претворени в жизнь мечты красных флотоводце 1920-1930-х гг. о действиях против превосходящего противника тесно взаимодействующих легких сил флот и авиации. А население Израиля, как известно, в значительной мере состоит из выходцев из СССР.
Однако, если верить публикаци в «Морском сборнике», израильтяне ис пользовали в этих боях обычные артиллерийские или реактивные снаряды - постановщики облаков диполь ных отражателей. Между тем, как известно, отметки от вертолетов на экранах РЛС имеют характерный вид, обусловленный характером сдвигом час тоты излучения, отраженного от вращающегося винта. Снаряды и ракеты постановщики пассивных радиолокационных и тепловых помех также могли селектироваться по повышенной яркости и неустойчивости состоянш через 2-3 с отметка на экране РЛС рас падалась на несколько составляющие которые можно было выделить при пе реходе на мелкомасштабную развертю
Конечно, на итогах войны 1973 г. ска залось и то, что П-15, по замыаг не противокатерное, а противокора бельное оружие. Израильские катер несли больший боекомплект боле компактных ракет. Размерность П-1 в значительной мере определялас масштабом полутонной боевой частью СПОСобнОЙ Пробить брОНЮ ТОЛЩИНОй 180 мм и разрушить расположенные з ней конструкции в радиусе 10 м, но яв но избыточной для стрельбы по катер водоизмещением в сотню-другую тонг Кроме того, катера противника пред ставляли для П-15 более сложную цел из-за малой радиолокационной замет ности. Головка самонаведения захваты вала такой объект на дальности вдво! меньшей, чем при стрельбе по эсминц или транспорту, и с большей вероятно стью выбирала ложную цель, своевре менно поставленную уже после пуск: ракеты. Однако это свойство всех са монаводящихся ракет, вне зависимости от их масштабов. А в ходе испытаний и учений П-15, как правило, успешно поражали катера-цели.
Неблагоприятно сказалось и то, что бои велись ночью. Пуск П-15 даже на максимальную дальность был хорошо виден противнику по ярко освещенному «хвосту» плотного дыма продуктов сгорания твердотопливного двигателя ускорителя, поднимающемуся от поверхности воды до высоты 300 м и более. Как раз при пуске П-15 на максимальную дальность у израильтян было более чем достаточно времени для того, чтобы поставить ложные цели. Так что «длинная рука» - не всегда благо. Действуй Раваль-як не кинжалом, а шпагой - и «веселый король» Генрих IV, пожалуй, и смог бы отбиться от фанатика-убийцы.
Еще менее успешными оказались попытки применения П-15 с борта ливийских малых ракетных кораблей против американцев в 1986 г. Лидер ливийской революции М. Каддафи распространил суверенитет своей страны на залив Сидр, отхватив кусочек Средиземного моря с акваторией площадью с Голландию, Бельгию и Люксебург, вместе взятые. Не посчитавшись с волей свободолюбивого народа, американцы продолжали считать залив Сидр международными водами и послали в этот район свое «оружие агрессии» - авианосцы. После обстрела американских самолетов ливийскими зенитными комплексами С-200 палубная авиация США нанесла якобы ответные удары, потопив на базе два ракетных катера.
Вопреки мнению, приводимому уважаемым профессором Военно-морской академии Виталием Дмитриевичем Доценко, был поврежден и малый ракетный корабль Еап Мага. Во всяком случае, ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, прежде чем в 1991 г. вновь вступить в состав ливийского флота под иным наименованием - Tariq ibn Ziyad
В тот же вечер американский крейсер УРО «Йорктаун» обнаружил малоскоростную цель в 20 милях к западу от Бенгази. Это был МРК Ean Zaquit («Эйн Загут»), подкрадывавшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное - всего на два оборота антенны - включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 минуг, при этом погиб весь экипаж.
Очень печально, но через год судьбу Ean Zaquit, бывшего МРК-15, разделил и советский корабль пр. 1234 - малый ракетный корабль Тихоокеанского флота «Муссон». Значительная часть из множества выпущенных ракет семейства П-15 завершила свое существование в качестве воздушных мишеней, применявшихся для обеспечения боевой подготовки артиллерийских и ракетных зенитчиков, летчиков, а также для проведения испытаний новой техники. При трансформации ракеты в мишень М-15 или М-15М на ней отключалась головка самонаведения, заменялась балансировочным грузом боевая часть. Мишень запускалась с одного из штатных носителей ракет П-15 и совершала полет на автопилоте.
В злосчастный день 14 апреля 1987 г. «Муссон» проводил учебно-боевую стрельбу зенитным ракетным комплексов «Оса-M» по воздушной цели. В силу уже упомянутой «неизбежной на море случайности» мишень после попадания двух ракет была повреждена, но продолжила полет, свернув в направлении «Муссона». Корабль еще успел обстрелять мишень из 57-мм автомата, но она все-таки дошла до него, ударив в надстройку под главным командным пунктом. При этом были сразу убиты командир корабля, большинство офицеров корабля и проверяющие из штаба, в том числе и первый заместитель командующего Приморской флотилии адмирал Р. Темирханов.
Известно, что при попадании в английский эсминец «Шеффилд» запущенной с аргентинского самолета ракеты «Экзосет» разбросанные по палубам остатки твердого топлива действовали как бомбы-«зажигалки», создавая множественные очаги возгорания. Советская мишень, запущенная с удаления всего в 21 км, также содержала немало топлива, которое усугубило тяжесть поражения «Муссона». Высказывалось предположение, что пары разбросанных в штормовом коридоре корабля самовоспламеняющихся компонентов топлива ракеты образовали некое подобие объемно детонирующей смеси (так называемой «вакуумной бомбы»), подрыв которой и вызвал наихудшие последствия. После героической четырехчасовой борьбы за живучесть корабль затонул в окрестностях острова Аскольд. По числу погибших - 39 человек - эта катастрофа превысила даже известные потери большого противолодочного корабля «Отважный» (пр.б!) на Черном море в августе 1974 г.
Как это ни кощунственно, но трагическое событие в японском море лишний раз подтвердило грозную мощь ракет семейства П-15, до настоящего времени состоящих на вооружении кораблей многих стран. И не только кораблей...
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"
Это сообщение редактировалось 10.09.2004 в 11:17