Филич: тушенка ваша, вернее мерикосовская пошла в основном только с 43-го года. до этого времени поставки по ленд-лизу составили 4% (четыре процента) от всех поставок. так что не надо про то, кто больше воевал и кто кому помогал.
Не совсем понятно, 4% от каких поставок? Кроме Ленд-Лиза какие еще поставки были? Или вы имеете в виду советскую продукцию?
Б.В. Соколов «Тайны Второй Мировой» Москва: Вече, 2000.
Роль западных поставок военных материалов в годы Вел. Отеч. войны всегда умалялась советской историографией. Они или вообще замалчивались, или утверждалось, что их размер был незначителен по сравнению с тем, что было произведено нами самими. В частности, называлась цифра 4% от совет-ского объема производства. На самом же деле все обстояло совсем не так.
У нас очень не любят признавать значение англоамериканской помощи. В доказательство её ничтожности указывается, что доля поставленной нам бо-евой техники от общего кол-ва её бывшей на вооружении Кр. Армии состав-ляла по танкам 7%, по самолетам – 13%, по орудиям – 2%. Однако полностью игнорировалась критически важная роль ленд-лиза в других областях. Вряд ли СССР смог бы воевать один на один с Германией без массированных запад-ных поставок пороха и взрывчатки, алюминия и меди, легирующих добавок и бензина, грузовиков и радиостанций.
Нам было поставлено более трети использованного в СССР пороха и взрывчатки, более половины всего потребленного алюминия, почти половина меди и половина потребленного авиабензина. Без западных поставок легирую-щих добавок невозможно было бы резкое увеличение советского производства брони. Американскими были треть автомобилей ( 401.400 машин ) и почти все радиостанции и другие средства связи, имевшиеся у Кр. Армии.
Итого, союзники поставили нам 2.6 млн метрических тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций. В СССР их смешивали с советсим авиабен-зином для повышения его октанового числа. Октановое число импортого бен-зина равнялось 99, а советские самолеты вынуждены были использовать оте-чественный низкооктановый бензин Б-78, который, тем не менее, был в огро-мном дефиците. Советская статистика включала бензин, полученный по ленд-
-лизу, во внутреннее производство, а он составлял целых 58% от общей сум-мы за военные годы. Получается, что поставки авиабензина союзниками с ав- густа 1941 г по сентябрь 1945 г превышали наше собственное производство в 1,4 раза. Более того, из-за гораздо более высокого октанового числа западно-го авиабензина, его роль была еще более значительной чем можно заключить на основе только весовых показателей. Очевидно, что без поставок горючего по ленд-лизу советская авиация не смогла бы обойтись.
Автопарк Красной Армии также в большой степени обеспечивался пос-тавками по ленд-лизу. С начала войны и до конца 1945 г СССР произвел 265 тыс автомашин, а из США было получено 409 тыс, что в полтора раза больше. На 1 мая 1945 в армии советские машины составляли 58% автопарка, трофейные – 9%, аме-риканские – 33%. С учетом же гораздо большей грузоподъемности и лучшего качества роль американских автомашин была еще выше. Так студебеккеры использовались в качестве артиллерийских тягачей.
Функционирование железнодорожного транспорта в СССР было бы не-возможно без ленд-лиза. США поставили нам 622 тыс тонн рельсов за время войны, что составило 93% советского производства рельс нормальной колеи до середины 1945 г ( в СССР еще выпускались меньшие рельсы для узкоколе-ек ). Таким образом, почти половина рельсов, использованных на железных дорогах СССР во время войны поступила из США. Это позволило направить больше производственных мощностей и стали на выпуск оружия. Так в 1944 г советское производство рельсов составил 5,4% от уровня 1940-го года.
Еще более заметной была роль ленд-лиза в подвижном составе. Поста-вки превысили советское производство в 1941-45 гг по паровозам в 2,4 раза, ( 1900 против 800 ), а по вагонам в 11 раз ( 11 тыс против 1 тыс ).
Только западная помощь предотвратила паралич железнодорожного тра-нспорта в СССР в годы войны.
Исключительно важными для СССР были поставки сложных станков и другого промышленного оборудования. Особенно большую нужду СССР ис-пытывал в специальных станках для артиллерийского производства. Всего из США было поставлено 38 тыс металлорежущих станков, из Англии – 6,5 тыс станков и 104 пресса. В СССР было произведено 115 тыс станков, т.е. в 2,5 раза больше поставок по ленд-лизу. Однако, если брать стоимостные показа-тели, то роль западных станков окажется гораздо значительнее, т.к. они были гораздо сложнее и дороже советских. Принимая во внимание более высокое качество и сложность западного оборудования, можно предположить, что сто-имость поставок по ленд-лизу была даже больше, чем стоимость советской продукции. Западное оборудование сыграло огромную роль не только в уве-личении выпуска вооружений, но и в налаживании советского производства станков. Этому же послужили поставки из США специальных видов стально-го проката и ферросплавов.
Некоторая часть оборудования прибыла на завершающем этапе войны: например, завод по производству алюминиевого проката. Это оборудование сыграло свою роль не столько в военные годы, сколько в восстановлении со-ветской экономики.
Важнейшую роль играли союзные поставки пороха и других взрывча-тых веществ. В СССР их было произведено в военные годы 600 тыс т. США поставили 295 тыс т, а Англия и Канада – 22 тыс т порохов. Таким образом За-пад поставил нам взрывчатых веществ в размере 53% от советского произво-дства.
Западные поставки цветных металлов имели решающее значение. Со-ветское производство их до сих пор остается секретным и оценивается в
470 тыс т. США поставили 387 тыс т, то есть 82% от советского производства.
Кроме того, дефицит меди в СССР намного уменьшался за счет поставок нам средств связи, среди прочего – 957 тыс миль полевого телефонного кабеля,
35.800 радиостанций, 5900 приемников и 348 локаторов, что обеспечило в ос-новном нужды Кр. Армии.
Аналогичная ситуация с производством алюминия. Оно оценивается в
263 тыс т с середины 1941 г до середины 1945 г. СССР получил 256 тыс т алюминия из США, 35 тыс т из Англии и 36 тыс т из Канады. Так что сум-марные поставки составили 328 тыс т, что в 1,25 раза больше советского про-изводства. Алюминий шел главным образом в самолетостроение и на выпуск дизелей для танков.
Общее кол-во алюминия, поступившего на нужды производства в СССР, таким образом составило 0.591 тыс т. Между тем Германская промышленность за то же время получила 1.704 млн т (из них 1.466 млн т произведено в Герма- нии). Эти цифры делают совершенно нереальными официальные данные о производстве самолетов в СССР. Их в период войны якобы было выпущено 112.000 тогда как Германия произвела только 84.000 самолетов. Совершенно загадочным является как СССР, располагая втрое меньшими ресурсами алюми-ния смог произвести в 1,3 раза больше боевых самолетов, чем Германия, ес-ли самолеты в обеих странах производились схожие. Ни СССР, ни Германия не строили тяжелых бомбардировщиков, а вес их истребителей, штурмовиков и легких бомбардировщиков имел лишь незначительные отличия. Правда, в СССР в кризисные 1941-42 гг для замены ряда алюминиевых деталей исполь-зовались древесина и специальный брезент, кстати тоже поставлявшийся по ленд-лизу. Но и это не могло в такой степени сократить потребление алюми-ния. Скорее всего, дело в том, что советское производство самолетов в годы войны было завышено минимум вдвое за счет приписок.
Американских самолетов поступило 15.481, британских – 3.384. Из об-щего числа в 18.865 машин боевые составили около 17.000. С учетом завы-шения данных о советском производстве доля западных поставок по боевым самолетам составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%.
Похоже, что подобное же явление имело место и в советском танковом производстве. За первые 2,5 года войны в распоряжении советской промыш-ленности должно было быть 405 тыс т бронестали. Согласно официальным данным за это время было выпущено 53.000 танков и САУ, в том числе
30.000 Т-34. Каждый Т-34 требовал 20 т бронестали, а на выпуск 30.000 их потребовалось бы 600.000 т брони, то есть в полтора раза больше, чем факти-чески имелось.
По ленд-лизу броневую сталь почти не поставляли. Лишь в 1942 г бы-ло поставлено 5.249 метрических тонн ( 5.786 коротких тонн ) бронестали. Это было самым крайним средством, вызванным крайним дефицитом броне-вой стали в СССР. Вообще говоря, определенный тип танка требует опреде-ленного сорта брони и типа броневого листа, а американская броня не очень подходила для советских танков. СССР произвел в 1942 г 135.000 тонн бро-ни. Значит поставки составили половину месячного советского производства, что в самый трудный момент, когда производство еще не наладилось, могло сыграть весьма существенную роль.
Производство советских танков в годы войны было завышено примерно вдвое. Немецкая разведка уже в 1942 г зафиксировала сознательное искажение статистических данных в СССР. С учетом этого также вдвое возрастает и до-ля западных поставок. Из США было поставлено 7.057 танков и САУ, а из Англии и Канады – еще 5.480 единиц этой боевой техники. Их доля должна возрасти с традиционных 12% до 24% от советского производства танков и САУ.
США поставили СССР 7.944 орудия. Это число советские историки обычно сравнивают с производством 482.000 орудий в СССР и утверждают, что поставки составили лишь 2% от общего объема советского производства.
Между тем США поставляли нам только зенитную артиллерию и поэтому сравнивать здесь надо только с советским производством зениток – наиболее дефицитного для Кр. Армии вида артиллерии. Тогда доля американских ору-дий окажется значительно выше, хотя точно подсчитать нельзя т.к. нет дан-ных о производстве зениток в СССР.
Кроме того, западные союзники ещё отвлекали на себя основные силы германских ВВС и флота. Именно в боях с нашими западными союзниками немцы потеряли две трети своих самолетов и почти все подводные лодки и надводные корабли.
В 1963 г КГБ зафиксировало, в результате подслушивания, следующие высказывания маршала Жукова: «Вот сейчас говорят, что союзники нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько ма-териалов, без которых мы бы не могли продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Амери-канцы нас по-настоящему выручили с порохом и взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская сталь? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
А в своих беседах с писателем К.М. Симоновым в 1965 – 1966 гг марш-ал Жуков говорил: «Говоря о нашей подготовленности к войне нельзя замал-чивать такой фактор как последующая помощь союзников. Это нельзя сбра-сывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских по-рохов и не смогли бы выпускать необходимое кол-во боеприпасов. Без амери-канских студебеккеров нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Вы-пуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок».
В целом можно сделать вывод, что без западных поставок СССР не только не смог бы выиграть Вел. Отеч. войну, но даже не был бы в состоя-нии оказать серьезное сопротивление вермахту. Советская промышленность не смогла бы произвести достаточно вооружений, боеприпасов и горючего. Здесь надо иметь в виду также, что исходя из национальных интересов Аме-рики президент Рузвельт еще в октябре 1940 г разрешил СССР разместить в США заказы на оборудование, необходимое для производства вооружений.
Поэтому утверждения советской пропаганды об экономической победе социа-лизма в Вел. Отеч. войне и о способности СССР самостоятельно победить Ге-рманию - не более чем миф. В отличие от Германии, СССР не смог обеспе-чить армию в военное время всем необходимым для ведения современной войны.