A.1.> P.S. Долго и нудно - это как раз и желательно . [»]
ЗРВТИ (Завод по Ремонту Военно-Технического Имущества) - гибрид "завод+в/ч" или "завод+в/ч+арсенал". Нудно - потому что структура совпадает во многом со структурой советского машиностроительного завода. Разве что гражданские названия подразделений и служб заменяются на радующие слух военные.
Должности тоже. Например, нач. конструкторского отделения = главный конструктор.
Управление завода:
1) Начальник завода.
2) Главный инженер. В подчинении:
а. Техотдел (техническое и конструкторское отделения)
б. Отдел гл. энергетика
в. Диспетческая служба.
г. Транспортный цех (автопарк + депо)
3) Зам. нач. по качеству. (+ служба ОТК)
4) Метрология
5) ПЭО
6) Бухгалтерия
7) МТО
Цеха:
1) 1-2 цеха общего (машиностроительного) назначения;
2) ремонт электр. (в самом широком смысле) изделий;
3) деревообрабатывающий;
4) авторемонтный.
И т.д. и т.п. Это долго и нудно расписывать. И нового ничего я здесь не скажу.
Должности, от начальника ЗРВТИ до цеховых старших/ведущих инженеров, офицерские. Остальные - служащие СА (РА). ЗРВТИ, как правило, градообразующий объект. Численность не скажу. Секретные данные, как сами понимаете.
Можно описать как проходит средний/капитальный ремонт, например, 75-ки.
Комплекс приходит из хранения. Проводится приемка по установленной форме. Дефектовка (отдельная бригада рабочих). Разборка. Комплекс разбирается на элементы/агрегаты/узлы/блоки. Элементы идут на ремонт в соответствующий цех/участок. Кунги каб. (П, А, У) идут в маш. цех. Повозки (КЗУ, антенные) идут в авторемонтный. Шкафы, блоки идут на участок рем. радиоэл. средств. СМ-ки идут в другой маш. цех.
Из кабин полностью все снимается. Все шкафы, волноводные блоки и тракты, жгуты. Начисто - одни голые стены. Меняют наружную обшивку кабин и теплоизоляцию по необходимости. Красят и т.п. Шасси/повозки проходят аналогичную процедуру.
Из шкафов вынимают все блоки. При капремонте блоки полностью потрошат тоже. Для 75-ки это вещь тяжелая. Т.к. гольный навесной монтаж. Каркасы и крышки остаются только. Слесарный ремонт и покраска. Всю электронику фактически собирают заново. Жгуты даже не проверяют - просто делают новые сразу и все тут. Процесс сборки и проверки осуществляют на стендах. Сначала поблочно, затем в составе шкафов. Строгого распределения рабочих/специалистов по работам в разрезе типов блоков практически нет. Ну м.б. если отдельно не выделять волноводные блоки или блоки питания.
Далее, по мере отработки тех.цепочки, начинается сборка и комлектование кабин. Сборка и первичная настройка осуществляется цеховыми монтажниками. Окончательные проверки и настройки выполяются бригадой настройщиков.
Отдельных слов заслуживает ремонтная технология. По сути весь комплект оборудования и документации разработан предприятием разработчиком/изготовителем изделия. Требования к рабочим, мягко говоря, минимальные. Главное чтобы могли паяльником и изм. приборами пользоваться. На изделие (не в плане количества, а в плане "ассортимента") в процессе ремонта выделяется 2-3 технолога всего(!). И т.д. и т.п. Низкий поклон разработчикам - такой высокий уровень потрясает. В этом плане 75-ка великолепно разработана. Чего не скажешь о более новых изделиях, но, все же положим руку на сердце, и более научно-технологически емких.
Тех. цепочка несколько рваная. Нагрузка на цеха неравномерная. Поэтому в процесс запускали не только технику стартовой батареи (и даже совсем другого комплекса... бывало). Например, в авторемонтном цеху работы с шасси, тележками и повозками не так уж и много - работы перемежалить с ремонтом литромеров все той же 75-ки.
Объем работ еще определяет степень ремонта. Капитальный ремонт С-75 - фактически новые станции. Средний более похож на бытовое понимание ремонта как такового. Восстановительный ремонт - как ни крути, то чем занимаются в войсках (тут, как бы... терминологическая маленькая путаница) и на ЗРВТИ таким не занимаются (разве только подновят заложенное в арсеналах, заодно проведут доработку по бюллетеням, но тут еще вопросы финансирования возникают...)
Венцом труда является испытательный прогон. Отдельная бригада настройщиков. Мини-полигон для обкатки РЛС. Естественно о стрельбах речи не идет и не может. Кое-кому приходилось отдельно заказывать цели, т.к. ЗРВТИ мог располагаться не только вдали от авиатрасс, а вообще на чертовых куличках. В случае успешных испытаний - сдача техники, естественно.
В зависимости от финансирования, загруженности и т.п., ЗРВТИ может полностью пропустить через себя одну батарею 75-ки от 2-х недель до 3-х месяцев. Нормальную производственную нагрузку я уже не застал (к сожалению). Поэтому сказать точный плановый норматив я не могу.
Ремонтом 75-ки заниматься тяжело. Старая элементная база, сами понимаете. Таблицы замен не подновлялись "мульен" лет. МТО просто вешалось и кусало локти. Дело даже не в эл. базе. Просто укомплектовать ПРМ-ку инструментом -уже архипроблемсы. Многое прекратили выпускать лет двать назад. Спасало возможность попастить в арсеналах (законным образом разумеется ). Ну и спасибо мужикам с арсеналов, что вверенное имущество сохранить умудрились. А это в наших условиях архитяжело.
Номенклатура ремонта у ЗРВТИ крайне широкая. Обычно завод легко переделывается под конкретные нужды. Вся остнастка находится в хранении собственно ЗРВТИ.
С этого момента, как говориться, отдельная история. Бывает (но не факт что каждый) ЗВРТИ совмещенный с арсеналом. Нач. завода = начальник арсенала = ком. в/ч. Кому выпала столь тяжкая доля, тот обязан уметь ремонтировать не только что прикажут. Но и еще то что находится в хранении. Одним из как раз таких заводов был ЗРВТИ расположенный в н.п. Анахой (под Улан-Уде). ЗРВТИ+арсенал I-ой категории. Достаточно крупный военный объект и одновременно кадрированная часть. При необходимости можно было сфомировать несколько дивизионов (естественно с привлечением резервистов). Говорить сейчас про него можно, т.к. уже расформирован. Увы. Регулярные оргштатные мероприятия.
Нельзя сказать что ЗРВТИ погибают от недофинансирования, кстати. Есть отдельная статья в госбюджете. Мало, но есть. Немножко работы подбрасывает РосВооружение (в виде размещения заказов на ремонт "импортной" техники).
На текущий момент подавляющее большинство ЗРВТИ лишены атрибутов в/ч. Понятно ведь - лучше и правильнее ЗРВТИ почикать, чем обычную часть.