ТЕПЕРЬ ВСЁ ПО ПОРЯДКУ.
Май 1976 УЧЕБКА. Станция Борисова Грива Всеволожский р-н Ленинградская обл.
Номер в/ч не помню, но помню, что начинался с нуля, как и номер ВУС (говорят
это означает наличее секретов !) До Ладожского озера – одна остановка на электричке (там ещё памятник «Разорванное кольцо»). Места дикие и обалденно
красивые (грибы, ягоды и болота с клюквой от которой нам тоже досталось).
В учебке около 2000 курсантов не считая постоянный состав. Кстати охранял это все
дивизион С-125. В столовой питались в 3 смены, и не дай господь попасть туда в
наряд – намаешься. Картошку помню чистили с 19 до 6 утра в составе взвода.
В нашей 8-й батарее три взвода по 30 человек соответственно специальностям. Готовили командиров отделений для ТДН – АКИПС, Сборка, заправка. Другие батареи- всех остальных – стартовики, дизелисты и т.д.
Помимо упражнений по уставам СА, идеологии и шуток с хлор-пикрином,
Занимались и мат. частью. Ракету изучали очень подробно: все блоки, где
стоит, как называется со всеми 5В и т.д. Тренировали по сборке за любой номер
расчёта (всего 6). По должности я еще должен был работать в кабине за стойкой
проверки автопилота, изучали и проверку ПИМ (предохранительно – исполнительного механизма). ПИМ проверяется в отдельной кабине в
бронированной кассете. За полгода кое чему научили, дали две лычки,
значёк с цифрой 3 и в конце октября – вперёд на защиту воздушных рубежей.
Потом везде встречал своих и когда за техникой мотались и на полигоне.
А название специальности – это просто предмет гордости – СПЕЦИАЛИСТ
ПО БОРТОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ ЗЕНИТНО-РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ !!
Сборка ракеты.
Наш дивизион имел репутацию самого пьющего в корпусе, но при этом
имел самые высокие показатели по боевой работе. Близость к московскому
начальству не давала скучать – тренировали нас довольно часто.
Короче - расчёт 6 человет, ракета и все комплектующие в таре, времени на
всё – 45 мин – время пошло.
Двое бегут, открывают пенал с крыльми и рулями, выкладавыют их на
специальную транспортную тележку и рысью в наш сарай. Там их необходимо
попарно расставить с двух сторон по ходу ракеты (они хоть и похожи, но оказывается разные). Остальные в это время вскрывают тару со второй
ступенью, выкатывают её из контейнера по специальным рельсам, стропят и
с помощью крана закрепляют на технологической тележке, которая позволяет
вращать ракету вдоль продольной оси. Тягач затаскивает тележку в сооружение
где всё уже готово к сборке, типа приготовленны стеллажи с инструментом и
мотки контровочной проволоки с пломбами. Сборка начинается стого с определённых пар крыльев (с каких точно не помню). Каждое крыло – это
8 пар шпилек с гайками плюс три стыка трубок ПВД. Трое навешивают
крыло, закручивают гайки и закрывают лючки. Потом устанавливают
рули. Я в это время занимался стыковкой ПВД. В маленьком лючке надо
соеденить три трубки и опломбировать гайки, и так четыре раза (Непонятно ! Ракета вот-вот улетит и превратится в кучу хлама – зачем пломбы!?). Когда все закончили – орут ГОТОВ. Ракету поворачивают и все повторяется с начала.
По окончании этого веселья тягач тащит её во второе отделение. Там к ней приделывают ускорители и запихивают БЧ. Потом краном перегружают с тележки на ТЗМ и на заправку а потом на старт. Вот так всё и происходило.
В качестве дополнения могут заставить поменять литерный блок.