DPD> Пытал своего танкиста… Он категорически утверждает, что повреждение направляющего или ведущего колеса совершенно необязательно приводит к выходу из строя всей трансмиссии.
Учим матчасть
.
Во первых: направляющее колесо закрепляется на механизме натяжения гусеницы - та что трансмиссия в этом случае действительно ни причем
;
Во вторых: трансмиссия (конкретно у Т-80) состоит из 2-х бортовых коробок передач (БКП), 2-х бортовых передач, системы смазки, гидравлической системы управления. Конструктивно непосредственную связь с ведущим колесом имеют только БКП - так что о повреждении "всей трансмиссии" речи и не шло.
DPD>Максимум, что может - бортовая передача соответствующей стороны. Вся остальная часть остается в работоспособном состоянии. Т.е. речи о выходе из строя даже на пару суток не идет - нужно только заменить соответствующий узел.
В третьих: БКП из за того, что прямо на нее крепится ведущее колесо, имеет неприятное свойство частично выходить за пределы бронекорпуса танка -сантиметров эдак на 20 (вы что думаете - там просто ось из плоского борта танка торчит? B) ).
Поэтому в случае прямого попадания в ведущее колесо чего нибудь очень бронебойного может быть повреждена и сама БКП. Да даже пусть бронебойный сердечник или кум.струя саму БКП не заденут - все равно огромная ударная нагрузка передается на валы, подшипники, шестерни, диски трения.
В четвертых: о времени и что значит "только заменить соответствующий узел" в боевых условиях: раз в танке повреждена трансмиссия или ведущее колесо, то он обездвижен - значит его нужно эвакуировать с поля боя (возможно под огнем противника). Для эвакуации нужен тягач (БРЭМ или БТС), а может и два-три тягача (к слову один БТС дохловат для Т-80), в зависимости от ситуации. А у нас их на полк по штату 5 штук (3 БРЭМ и 2 БТС). И тот же тягач - он же не вмиг рядом с танком окажется, ему туда с СППМ доехать надо (и если он к слову, будет свободен в данный момент). Так что даже в самых идельных (т.е. нереальных) условиях только эвакуация с поля боя займет как минимум несколько часов - а как максимум может и сутки (и более).
А коли тягачи уже заняты - значит придется тянуть другим танком (танками) - т.е. отвлекать их от выполнения боевой задачи. Потом из ремроты пригнать МТО (опять же если в наличии будет свободная) с мастерами и машину с запчастями.
Затем: что значит заменить ведущее колесо - ну предположим гусеничная лента у нас уже перебита и расстыковывать ее не нужно (да кстати - вы не забыли перебитую гусеницу с собой притащить?). Поскольку танки по воздуху не летают (они знаете ли по глинке - по земельке ездят
) все ходовая засрана толстенным слоем грязи (а зимой еще и смерзщимся) - и от этого всего надо хотя бы очистить головки болтов, их открутить - снять ведущее колесо (и дай Бог что бы его не заклинило на шлицах вала) - а если заклинило от удара или повреждения, то придется снимать целиком конус (еще пара десятков болтов), заменить эти узлы новыми, обратно их привинтить, заменить на гусенице разбитые траки (тоже еще та радость), затем надеть и натянуть гусеницу. А весь вышеописанный процесс происходит под открытым небом в поле/лесу/степи, в дождь/cнег/мороз/жару, а может ночью в темноте и люди тоже не железные.....
P.S. Так что ваш танкист - как бы сказать .... большой оптимист однако
.
DPD> Кроме того, концепция защиты ведущего колеса кажется сомнительной - (1) у немцев вообще не сталкивался с упоминаниями подобной проблемы, (2) на поле боя остановившуюся по любой причине машину в подавляющем большинстве случаев добивали и не было никакой разницы для ее судьбы, куда попадали первым снарядом, в МТО или в БО.
По разному бывало, причем не все немецкие танкисты у кого было повреждено ведущее колесо написали потом мемуары, а кто и написал - так они же каждое повреждение и не упоминали.