По сей день критики считают причиной гибели экипажа "Аполлон-1" чисто кислородную атмосферу, но дело не только в ней. Конструкция модуля практически лишала пилотов возможности бороться за жизнь. Астронавты были закреплены в креслах под приборной панелью в очень стесненном положении. Ширина трех кресел составляла 2,12 метра. Пожар, возникший за креслами, не мог быть сразу замечен.
В первые секунды после обнаружения пожара экипаж действовал правильно: Уайт и Гриссом, отбросив подголовники кресел, развернулись на 180 градусов, встали на пол у люка и принялись его открывать. Чаффи не менял положения, чтобы не мешать товарищам, занимавшим все свободное место у люка. Пилоты не обращали внимания на пламя, охватившее кабину, хотя оно уже прожигало скафандры. У них еще был шанс, если бы скафандры оснащались автономными системами жизнеобеспечения (СЖО). На их беду разъемы кислородных шлангов, соединяющих их с СЖО, располагались за торцовой кромкой панели управления, где пламя было жарче всего. Будь у Чаффи огнетушитель, он мог бы сбить огонь со шлангов и очаг пламени локализовался бы. Если бы, если бы...
Они не чувствовали страха и боли, потому что погибли в схватке. Черный дурман смерти свалил на пол сначала Уайта в тот момент, когда он в последний раз рванул неподдававшийся рычаг замка. Он двигался активнее всех, а значит, и больше всех вдохнул ядовитого газа. А Гас, теряя сознание, уже машинально бил ладонью в стекло иллюминатора, пытаясь сдвинуть замки люка, и упал рядом с Эдом. Последний крик боли был горестным стоном Роджера Чаффи, видевшего, как погибли его друзья. Через мгновение и его сознание кануло в черную мглу...
В ближайшие полгода к капсуле "Аполлона-1" приделали люк, открывавшийся за две секунды (!), но чисто кислородную атмосферу сохранили. Полная переделка корабля исключалась. Ничто не могло остановить программу "Аполлон". Астронавты должны ступить на Луну - не этот экипаж, так следующий.
http://src.space.ru/book-r.htmНа высоте около 10 километров, экипаж должен был инициировать автоматическое управление операциями, развертывание парашютов. Здесь-то и случилось непредвиденное. Вся история говорит о чем-то более сложном, чем о случайном недосмотре, одиночной ошибке пилота.
Астронавты объяснили это так: Стаффорд вслух читал инструкцию, в соответствие с которой Бранд шаг за шагом проводил переключения управляющих тумблеров. По их словам из-за шума в кабине (от движения капсулы в атмосфере и срабатывания реактивных двигателей РСУ) то ли пилот не расслышал, то ли командир пропустил важнейший пункт инструкции. На высоте 30 тысяч футов требовалось переключить два тумблера: "ELS* AUTO" и "ELS LOGIC". Как раз эти-то две важнейшие команды выданы не были. Из-за этой ошибки автоматическая программа не запустилась, в результате, верхняя крышка капсулы не отстрелилась, а парашюты, естественно, не стали вводиться. Не ощутив рывков и не наблюдая парашюты через иллюминаторы, экипаж осознал неладное. Тогда пилот включил два других, "запасных" тумблера, выдав команды, которые при номинальной, "штатной" процедуре вырабатывались автоматически (AUTO), в "соответствии с принятой логикой" (LOGIC) - это уже по нашей терминологии. После выдачи резервных команд крышка, наконец, отстрелилась, и парашюты ввелись на высоте только двух с половиной километров. Однако главные неприятности оказались впереди. Неожиданно кабина начала наполняться токсичными газами. Дело в том, что реактивные двигатели продолжали включаться, "стараясь" погасить естественное раскачивание капсулы на парашютах, а этого вовсе не требовалось, наоборот оказалось смертельно опасным. Продукты неполного сгорания "азотных компонентов" в набегавшем воздушном потоке стали засасываться внутрь кабины через "дыхательный" клапан, который к этому времени открылся. Подобный клапан погубил наших космонавтов в июне 1971 года, правда, тогда при совершенно других обстоятельствах и на гораздо большой высоте.
Как известно, за всю историю ракетной техники сверхтоксичное азотное топливо стало причиной не одной катастрофы. К счастью, на этот раз астронавты довольно быстро почувствовали опасность, и наконец, на 30 секунд позже нормального режима включили тумблер ELS ("…тогда мы включили автоматическую систему", - докладывал на разборе Бранд). Только после этого двигатели окончательно перестали работать.
Приводнившись, капсула перевернулась, что нередко случалось в неспокойном Тихом океане, и астронавты оказались висящими на ремнях вниз головой. К тому же Слейтон, показав через иллюминатор большой палец вверх (все - ОКей) спасателям, сброшенным с вертолета, не настроил их на настоящее спасение. Бранд и Слейтон потеряли сознание. Самый стойкий, "железный" Том сумел отстегнуться и достать кислородные маски сначала для себя, а затем и своих товарищей. Включив наддув воздушных баллонов, чтобы стабилизировать капсулу, и переведя ее в вертикальное положение, они открыли крышку. Свежий воздух стал поступать в кабину.
Вскоре астронавтов подобрали вертолеты. Только через 50 минут они появились на палубе авианосца "Новый Орлеан" и их показали на телевизионных экранах. В Москве уже был час ночи. Нам тогда не объяснили причину задержки. Когда мы поздравляли своих коллег, находившихся в Хьюстоне в ЦУПе, они уже знали о случившемся и думали наверно о другом. По сделанным позднее оценкам, астронавты "схватили" три четверти от фатальной дозы.Разработчиков советских космических кораблей, начиная с Королева, много критиковали за то, что управление полетом слишком автоматизировано, а порой летчикам-космонавтам отводилась лишь вспомогательная роль. Похоже, дело обстояло не совсем так, и мне уже приходилось касаться этих особенностей космического полета. В годы ЭПАСа нападки на "Союз", иногда справедливые, а иногда и нет, возникали неоднократно с разных сторон, даже из Конгресса США. После посадки никто, конечно, не вспомнил об этом и о том, что в "Союзе" не требовалось выполнять столько переключений во время спуска, читая при этом инструкцию вслух.
Вы знаете, возможно в силу невежества я ничего не слышал о капилярной сетке на блоке ДМ. Впрочем и о закрутке тоже.
NASA готовится населить космос роботами
NASA продемонстрировало общественности роботов, которые в ближайшем будущем возьмут на себя большую часть космических работ. Наибольшее внимание публики привлек к себе Robonaut - гуманоидный робот, снабженный чрезвычайно чувствительными манипуляторами, которые способны воспроизводить движение человеческих рук. // lenta.ru
В ближайшие 15 лет (на конференции была представлена программа действий до 2020 года) NASA планирует вывести в космос многочисленных новых роботов, которые помогут завершить строительство МКС, будут способны принять участие в полетах на другие планеты и вести работы на планируемой базе на Луне.
Среди продемонстрированных представителями NASA новинок наибольшее внимание публики привлек к себе Robonaut - гуманоидный робот, снабженный чрезвычайно чувствительными манипуляторами, которые способны воспроизводить движение человеческих рук.
СМИРНОВ:
Связь: ... плохо.
Метео: в США — 11 спутников <...> Навигация: в США <...> у нас только наметки.
Итог: по служебным спутникам — плохо.
США — "Маринер-2", Венера, 1962 г.,
Исследование планет: США - "Маринер-2", <...> США - "Рейнджеры" — 3 достигли Луны,
"Сервейор" — к началу 1966 г. У нас <...> Хорошо — по фото обратной стороны Луны.
По пилотируемым аппаратам: Мы начинаем уступать <...> Суммарный % неудачных пусков:
У нас-----В США
1961 г.--44,5------29
1962г.---36--------13
1963г.---46--------16
1964 г.--31--------9
<...>
КЕЛДЫШ:
мы в критическом положении <...>
ТЮЛИН:
Оценка: состояние дел неудовлетворительное! <...>
ГЛУШКО:
Основной вопрос — почему мы, начав первыми в космосе, сейчас оказались последними. <...> Объяснить невозможно, почему нас обгоняют США, они — 8 сут, но почему мы не летаем, т.е. мы не используем те возможности, которые имеем, хотя корабли у нас тяжелее, и т.д. <...>
Как видите, во всяком случае наши себя иллюзиями уже не тешили. Насчёт американцев - обратите внимание на фразу: "США уже не пишут, что отстают от нас!"
7-40>> Да, у "Джеминаев" тоже проблем доставало... Но это был уже следующий уровень в игре. Уровень, к которому наши подошли лет через -дцать...
PSS> Это вы про что? Имхо, Союзы уже были куда лучше Джеминаев. И полеты на ДОСы куда симпатичнее Джеминаев. Только ВКД прекратили.
Когда были полёты на ДОСы? И с какого раза к ним стыковались? Прошло почти 10 лет, и то не удалось достичь той же надёжности в стыковках. Конечно, "Союз" был комфортабельнее и, в перспективе, стоИт выше "Джеминаев". Но прежде, чем он достиг джеминаевских показателей, прошло несколько лет, несколько аварий и катастроф и большое число сбоев.
7-40>> Пожалуй. Если бы страна была побогаче, если бы материальная и промышленная база могла развиваться в 40-х - 50-х так, как у них... [»]
PSS> Не могла. Точнее могла, но на этих направлениях. Не при этой истории.
PSS> 40 годы война. 50е восстановление страны. И дела ведь не только в том, что было разрушено много предприятий. Но сколько людей погибло. Кому то ведь нужно было отстраивать все это, а на войну обычно брали здоровых крепких людей. Сколько вдов и сирот... У Голованова кажется был пример, что все население Новгорода (?) после войны жило в одном доме. В США в этом отношение было куда проще. Проще было и Европе. Но план Маршала был не про нас.
Да, именно это я и вижу основной причиной. Вины СССР в той ситуации не было. Ему пришлось пережить войну. Чудо, что удалось достичь того, что достигли, и некоторое время не только соревноваться с США в космосе на равных, но несколько лет подряд бить их по всем статьям. Но, увы, это не могло продолжаться долго: силы всё равно не были равны, и победы были возможны лишь пока американцы не стали уделять космосу такое же внимание.
СМИРНОВ:
7-40> Связь: ... плохо.
7-40> Метео: в США — 11 спутников <...> у нас — нет ни одного.
7-40> Навигация: в США <...> введена система;
7-40> у нас только наметки.
7-40> Итог: по служебным спутникам — плохо.
7-40> США — "Маринер-2", Венера, 1962 г.,
7-40> Исследование планет: США - "Маринер-2", <...> "Маринер-4" <...>. У нас <...> 15 пусков <...> ни один не достиг.
7-40> США - "Рейнджеры" — 3 достигли Луны,
7-40> "Сервейор" — к началу 1966 г. У нас <...> 8 неудачных пусков Е-6 и Е-6М, уступают "Сервейору".
7-40> Хорошо — по фото обратной стороны Луны.
7-40> По пилотируемым аппаратам: Мы начинаем уступать <...> "Джемини" по уровню выше наших.
7-40> Суммарный % неудачных пусков:
7-40> ---------У нас-----В США
7-40> 1961 г.--44,5------29
7-40> 1962г.---36--------13
7-40> 1963г.---46--------16
7-40> 1964 г.--31--------9
<...>>
7-40> КЕЛДЫШ:
7-40> мы в критическом положении <...> по всем основным позициям нас перегнали или догонят, и положение в США — выравнялось <...> По всем спец. спутникам (СП), по планетам мы отстаем <...> Мы можем потерять первенство в космосе. США уже не пишут, что отстают от нас! Что делать! <...>
7-40> ТЮЛИН:
7-40> Оценка: состояние дел неудовлетворительное! <...>
7-40> ГЛУШКО:
7-40> Основной вопрос — почему мы, начав первыми в космосе, сейчас оказались последними. <...> В США на меньшее количество пусков больше решаемых задач (см. мне дать ответ!). С меньшими затратами! (см. справку по расходам). <...>Мы плохо используем отпускаемые средства, плохая отработка и пр. <...> Самая дорогая — это 8К78, и мы плохо работаем. <...>
7-40> Объяснить невозможно, почему нас обгоняют США, они — 8 сут, но почему мы не летаем, т.е. мы не используем те возможности, которые имеем, хотя корабли у нас тяжелее, и т.д. <...> 8К78 куда проще (с 1960 г. начала летать) и то ненадежна, что же будет по Н-I? <...>
Пораженный такой неосведомленностью, я решил немедленно написать все,
что знал, и тем успокоить одних и разочаровать, вероятно, других. Но не
тут-то было! Ни я, ни мой литературный агент не смогли уговорить английских
издателей выпустить книгу, в которой будет написано, что СССР отстал от
Америки в исследовании космоса. После первых неудачных попыток я решил
объясниться с руководителем крупного, очень солидного лондонского
издательства. Он меня выслушал, пожал плечами и ответил:
— Все это очень интересно, но я знаю только, что Россия первой
запустила спутник, первой послала в космос человека, первой осуществила
групповой космический полет и первой вывела своего космонавта на "прогулку"
вне корабля. Что касается Луны, то ведь и там русский "лунник" был первым.
Все, что Вы рассказываете, не меняет этих простых фактов. И если я издам
сейчас Вашу книгу, предсказывающую американскую победу в "лунной гонке", то
представляете, как мы с Вами будем выглядеть, если все-таки победит
Советский Союз?
У меня вырвалось:
— Но это невозможно!
Издатель посмотрел на часы:
— Я боюсь, что невозможного в мире остается все меньше. Но если нечто
невозможное и есть, то, поверьте моему опыту, это как раз издание Вашей
книги. По крайней мере, до выяснения вопроса, кто же будет первым...
Я был тогда новичком на Западе, я поверил опыту моего маститого
собеседника и отказался от намерения писать книгу. А потом, как и следовало
ожидать, стартовал "Аполлон-11", за ним "Аполлон-12", героический
"Аполлон-13". Разумеется, мне было досадно, что я не "вышел в пророки", но
еще более досадно и странно было мне читать западную прессу уже после
возвращения первых трех американцев с Луны. Квалифицированные научные
журналисты и даже серьезные ученые всячески гадали, что же помешало
Советскому Союзу в последний момент обогнать Америку. В журнале "Авиэйшн
уик" промелькнуло сообщение о каком-то взрыве, якобы происшедшем на
советском космодроме в Байконуре (юмор заключается в том, что ни в
Байконуре, ни вблизи этого казахского городка никакого космодрома нет и
никогда не было — советские лжецы умудряются до сих пор обманывать многих
на Западе даже в этом). И сейчас же многие газеты и журналы стали всерьез
писать, что, вероятно, взорвалась как раз новая сверхмощная советская
ракета, готовая унести к Луне космический корабль.
В другой раз я был потрясен комментарием лондонского "Таймса" по поводу
полета трех советских кораблей "Союз" в октябре 1969 года, опять-таки после
посещения американцами Луны. Как известно, в этом полете не произошло с
научной или технической точки зрения ничего нового. А "Тайме" взволнованно
писал, что полет семерых советских космонавтов на трех кораблях, несомненно,
означает некую революцию в освоении космоса — нечто такое, чем русские
собираются затмить все американские достижения.
Но самой замечательной была статья в популярном французском журнале,
подводящая итоги "лунной гонки". В статье говорилось примерно следующее:
американцы, пожелав обогнать Советский Союз во что бы то ни стало,
истерически (так и было написано — истерически) ринулись на Луну; а
Советский Союз благоразумно и вовремя отказался от этого ненужного
спектакля, он переключил средства на постройку полезных орбитальных станций,
которые, несомненно, скоро начнет запускать.