Мужики, это не ИБА, но примите оффтоп. Это друг у меня в Балашовском инструкторил на Ан-26
Одно лето инструкторской работы.
Весна, начало вывозной программы с курсантами 3-го курса Балашовского ВВАУЛ, аэродром Петровск. Я, капитан, летчик-инструтор 1-го класса, это моя пятая по счету курсантская группа, опыта уже достаточно, пришло понимание что умею не только сам летать, но и могу уже учить других. Желания изо дня в день, из года в год заниматься рутинной инструкторской работой потихоньку тает, с завистью думаю об однокашниках попавших в боевые полки, отдельные транспортные АЭ, мечтаю о том, как бы самому сбежать со шкрабовской работы, даже в Афган и то у нас вроде очереди, т.к. появляется шанс сбежать из училищной системы. Но деваться пока некуда, надо грызть нелегкий инструкторский хлеб.
Последние дни марта, снег почти растаял, солнышко пригревает спину через ДСку. Идем со стоянки, после КТЗ с курсантами, в столовую, легкий треп, анекдоты, подколы.
Бежит запыхавшись курсант-посыльный. Срочно вызывают в штаб полка , в кабинет планирования к зам. ком.АП. Чертыхнувшись, сворачиваю к штабу, в голове проигрывая, зачем вызвали? Вроде бы по полетам замечаний не было, наземная подготовка идет по плану, наверно кто-то из курсантов почудил в очередной раз. Захожу, представляюсь. Зам. Ком.АП по летной Владимир Шамуилович Л. достает телеграмму и говорит, что в Шперенберге у пилота Ан-24, возившего командующего ГС ВГ, инфаркт, и срочно нужна, замена, и что я самый подходящий кандидат на эту должность, мол, каково мое мнение? В голове проноситься только одна мысль, не сплю ли я? Разгар подготовки курсантов, вывозная программа на носу, и шеф-пилотом к командующему в ГДР? Это не про меня. Из сладких грез выводит голос В.Ш.Л.:
- иди в строевой, оформляй документы, группу передашь лейтенанту Олегу П., КЗ полетает на вывозной.
Несусь в строевой, сам не верю подвалившему счастью. В строевом отделе мне вручили список, какие документы надо собрать для оформления выезда. Два дня в кутерьме со справками, фотографиями, медкомиссией для жены, и т.п. Вроде бы все успел. Отношу все в строевой, мне дают указание лично все на попутном борту отвезти в штаб училища и заодно пройти инструктажи, собеседование. Лечу пассажиром, провожаемый завистливыми взглядами сослуживцев. Восторгу нет предела, вот он миг удачи, не зря прошли годы тяжелого инструкторского труда, обильно политые потом .
Нач.отдела кадров училища, прямо так и сказал :- ну, парень тебе повезло! Отпуск отгулял?
-Какой отпуск, у инструкторов он ноябрь - декабрь.
- Пересечение границы 24 апреля, квартиру забронировать, мебель можешь распродать, эти дрова тебе в Германии не пригодятся. До 22 апреля отгулять 25 суток, получаешь документы и с богом!
Отгуляв причитавшиеся дни, прибываю в расположение части - приказа и документов на перевод нет. Одно греет душу, что выведен за штат, околачиваю груши, жду. Друзья, упираются, летают с курсантами по пять смен в неделю. Время идет, в душу начинают закрадываться смутные предчувствия. Где-то в середине мая возвращается мое личное дело с представлением на перевод с пометкой 'без реализации'(через пол года узнаю, что из Куйбышева поехал в Шперенберг зять командующего). Да, надо было жениться по расчету: Главное штурвал и небо остались в моих руках.
:В эти же майские дни ЦК КПСС приняло приснопамятное постановление 'О борьбе с пьянством и алкоголизмом':
Быстренько был состряпан приказ о вводе меня обратно в штат. За одну смену отлетал все необходимые проверки. Группу КЗ почти вывез, довел до ума и лейтенанта О.П., а сам ушел в отпуск. На меня взвалили сразу все полеты в группе и звене по сложным видам. Особенно много приходилось летать на заходы на посадку с имитацией отказа двигателя и с зафлюгированным одним винтом. Ловлю себя на том, что с одним выключенным двигателем уже летаю, лучше чем на двух, закрылки на посадке во взлетной конфигурации, самолет практически сам садится, главное не дергаться, и не давать это делать курсанту.
Постепенно все курсанты вылетают самостоятельно, нагрузка резко уменьшается, на мне остаются только маршрутные полеты и ночь. Подумываю как бы подкатить к командиру и отгулять оставшийся отпуск. Но вместо отпуска дали неделю профилактория. Ну что ж, тоже неплохо, перед Днем авиации поплавать, позагорать на берегу Хопра, половить рыбки, и расслабиться вечером в кругу сослуживцев под душистую ушицу, не взирая на грозное постановление ЦК. Чем я с превеликим удовольствием и занялся, благо погода была великолепной.
Вернулся из профилактория в самом радужном настроении, курсантские полеты заканчиваются, впереди экзамены по технике пилотирования, отпуск. Попав в расположение части, заметил, что все гудит, как растревоженный улей. Все разговоры о самогонщиках. Оказывается, наш НШ АЭ, забрел в старую, развалившуюся казарму. И к своему изумлению обнаружил 40 литровый бидон с брагой!
Поскольку с таким продуктом все в то время были знакомы не понаслышке, возник резонный вопрос кто хозяин? Еще больше он изумился, когда рядышком обнаружил придавленный кирпичом блокнот, в котором был описан весь технологический цикл, дата зарядки бидона сахаром и прочими ингредиентами, расчетный срок брожения и выхода прозрачной жидкости. А на самом блокноте красовалась фамилия курсанта нашей АЭ - Гена П. (Тут надо дать небольшое пояснение, для тех кто не в теме, летному составу полагается по реактивной норме питания 15г шоколада в день, а поскольку шоколад бывал порой в дефиците , нач. прод. с легкостью заменял его 100г. сахара. Сожрать по 3кг сахара в месяц было не под силу никакому сладкоежке, и чтоб продукт не пропадал курсанты нашли ему достойное применение ). Остальное было делом техники: Пошли разборки в свете решений Партии и Правительства, со строгими оргвыводами. Сурово осудив Гену П., по комсомольской и служебной линии, командование в назидание другим, представило курсанта на отчисление из славных рядов ВВС.
Я попадаю из профилактория прямо в эту вакханалию. Подходит ко мне ком АЭ, Абдулла Хасиятович З. и просит, чтобы на Совете училища, я представил курсанта на отчисление, а то мол если поедет инструктор лейтенант, он достойно это не сделает. Документы все уже подготовлены, ты мол только щеки пораздуваешь и все. В армии такое предложение , все равно что приказ. Да и мне что, жалко? Тем более курсант был с гнильцой, взысканий и без этого, как блох на собаке, нервов потрепал всем.
В ближайшую субботу летим в Балашов на Совет. Доходит дело и до курсанта Гены П.
Начальник училища Николай Федосеевич В., берет в руки папку с документами на отчисление и начинает перелистывать, лицо у него багровеет и он задет вопрос:
-кто летчик-инструктор?
Я вскакиваю и представляюсь: - капитан К.
Генерал багровеет еще сильнее: - материалы и характеристики капитан, вы писали?
Я без малейшего сомнения: - так точно!
Тут начальник училища переходит на повышенные тон: - а почему служебная, летная характеристики и рапорт на отчисление написаны разным почерком и разные подписи под одной фамилией?
До меня начинает доходить смысл сказанного, бросаю взгляд на КЭ, он съежился, готов сам провалиться под стол.
Да хороша подстава с представлением, лихорадочно прикидываю чтоб сморозить, чтоб никого не подставить, и самому вывернуться. Правдоподобного на ум ничего не приходит.
Генерал не дождавшись вразумительного ответа от меня, произносит: - вот из-за таких, - показывает на меня пальцем, - беспринципных офицеров-воспитателей курсанты и нарушают дисциплину! Объявляю вам товарищ капитан 3 суток ареста за упущения в воспитании курсанта П.!
Ни хрена,- думаю, - скатался на Совет училища.
Летим обратно домой, настроение мерзкое, сижу у иллюминатора, ко мне подходит ком.АП Юрий Иванович С.:
- ты не переживай, сидеть не будешь, даже в карточку не запишем, я ж понимаю что ты не причем.
Я немного приободрился.
Потом пошла обычная кутерьма с окончанием летной программы с курсантами, экзаменационными полетами. Все забылось. И тут наступает время ЛТУ полка. Суть которого заключалась в десантировании по ККМ на незнакомую площадку по незнакомому маршруту в заданное время. Погода стояла чисто осенняя, порывистый ветер, облачность рваная на 350-400м, в разрывах облаков с трудом обнаружили ориентиры для выхода на площадку, вышли на боевой, прицелились, работу РП на площадке разрешил, 'сброс', груз пошел. Как потом выяснилось, мешок упал недалеко от машины руководителя, я одним из немногих не только произвел выброску в пределах площадки десантирования, но и уложился в норматив 'отлично'.
Довольный сижу на разборе ЛТУ, проводить его прилетел нач. училища. Доходит очередь до меня, предвкушаю скупую армейскую похвалу, все-таки без всяких натягов десантирование на 'отлично'.
Вместо оценки своего полета слышу вопрос: - товарищ капитан, а на губе вы отсидели? Оказывается я рано успокоился, вторая серия еще впереди.
-никак нет - отвечаю, честно глядя в глаза начальнику .
Он переводит свое возмущение на ком АП: - товарищ подполковник, почему не выполнен мой приказ, капитан К. до сих пор не отсидел?
Ком.АП пытается оправдаться, мол летать в СМУ с курсантами было некому, да и экзамены, ЛТУ, подготовленных летчиков мало.
Генерал в нарушение всякой субординации: - товарищ подполковник, я объявляю вам предупреждение о не полном служебном соответствии! Капитана К. сегодня же отправить для отбывания наказания. О выполнении доложить мне лично.
Народ в классе заметно повеселел, разбор пошел явно не по сценарию. От моего мажорного настроения не осталось и следа. Да, хорошо похвалили за полет.
Разбор закончился, ком.АП подходит ко мне: - я, ничего сделать не могу, придется выполнять приказ начальника.
Поскольку губы для офицеров у нас не было, мне предстояла поездка в Саратов в гарнизонную комендатуру, которая славилась пехотным придурком комендантом, (впрочем на этих должностях других я и не встречал) но это был законченный отморозок.
Перспектива не радужная, но делать нечего, под сочувствующими взглядами сослуживцев иду в строевой оформлять записку об аресте. Нач. строй предупреждает меня, чтоб обязательно ехал в сапогах и портупее, а то у коменданта большая любовь к летному составу - добавит еще суток пять. И тут у меня такая злость проснулась на незаслуженное наказание, что поехал я, назло всем самодурам начальникам в повседневной форме, была не была, добавят - хоть не обидно будет.
Приехал аккурат в обед, в комендатуре сидит только дежурный, коменданта нет. Захожу, сидит не выспавшийся усталый майор в голубых погонах, на кителе значок 'Военного летчика 1 класса'. Поднимает на меня взгляд: -тебе чего, капитан?
-да, вот посидеть горю желанием- и протягиваю записку об аресте.
Он молча читает:- за курсанта сажают? В двух словах обрисовываю ситуацию.
Майор достает из сейфа штампульки и на записке ставит 'прибыл', 'убыл' , расписывается: - вали отсюда домой, пока коменданта нет, отдохнешь три дня дома, на глаза только никому не показывайся из начальства.
Не ожидая такого поворота событий, жму руку майору и пулей вылетаю на свежий воздух, прочь из застенков. Настроение сразу пошло в гору, вот оно настоящее авиационное братство.
На четвертые сутки прихожу в штаб, как можно с более кислой рожей, сдал записку, встал на довольствие, пошел на обед. Вокруг все сочувствуют, даже официантки принесли что повкусней и побольше, ешь мол, поправляйся после тюремной баланды. (для справки на губе в те времена офицеров кормили на 36 копеек в сутки).
Инцендент казалось был исчерпан малой кровью, но рано я радовался.
Подходит ко мне секретарь партийной организации и сообщает, что на завтра назначено партийное собрание с повесткой дня: 'Грубое нарушение дисциплины коммунистом К.'
Я медленно охреневаю, какое нарушение?
-Ну ты же на губе был, запись в приказе по части есть? Партийная организация должна отреагировать!
На следующий день собралось шоу по воспитанию невиновного. Где партийные бонзы местного масштаба с серьезными лицами песочили меня вдоль и поперек. Сослуживцы хорошо повеселились, но тем неменее мне вкатили строгача без занесения.
А вот курсанта в этот раз так и не отчисли.
Вот так на своей шкуре я почувствовал руководящую и направляющую руку партии по претворении в жизнь знаменитого постановления подготовленного идеологом Лигачевым Е.К. А в большую авиацию я на следующий год попал, но это уже другая история: