МиГ-27К.
Самолет был оснащен новым ПрНК-23К на базе БЦВМ нового поколения ""Орбита-20-23К". Она обеспечила ряд новых режимов, одним из которых стало корреляционное (распознавательное) слежение за целью с автоматическим переходом на программно-корректируемое слежение. Кроме того, ряд устаревших систем был заменен на новые. Так, на МиГ-27К устанавливалась РСБН "Коралл-И" (А-321), а позднее и система дальней навигации (РСДН), радиостанции Р-862 и Р-864, радиокомпас АРК-19 и радиовысотомер РВ-15 (А-031). Ответчик СРО-2М в ходе серийного выпуска уступил место новому изделию 62-01 общевойсковой системы опознавания "Пароль". Бортовой регистратор параметров полета САРПП-12Г заменили на более совершенный "Тестер".
Но главным было не это. В расширенной носовой части фюзеляжа установили лазерно-телевизионную прицельную систему (ЛТПС) "Кайра-1". Она была создана специально для этого самолета в ЦКБ "Геофизика" под руководством Д.Хорола. Телевизионный канал "Кайры" имел систему подчеркивания контраста, что обеспечило рост дальности обнаружения целей за пределами визуальной видимости в плохих погодных условиях. Изображение с камеры - видеокона или телевизионных головок ракет и бомб выводилось на монохромный индикатор ИТ-23Т в кабине летчика.
Большие углы визирования лазерного канала и сблокированного с ним второго видеокона, составляющие в вертикальной плоскости от +6 до -140 град, и в горизонтальной ±35 град, позволили применять с самолета корректируемые бомбы (КЛБ) с лазерными головками самонаведения. При этом подсветка цели могла вестись с горизонтального полета назад, вследствие того, что КАБы после сброса "отстают" от носителя.
Летчик, обнаружив цель и подсветив ее лазерным целеуказателем из комплекта "Кайры", после сброса управляемых средств поражения имел но сравнению с другими машинами с ЛДЦ большую свободу маневра - луч удерживался на объекте атаки автоматически с помощью БЦВМ. "Кайра" позволяла сопровождать п невидимую неподвижную цель, координаты которой были заранее известны и внесены в память вычислительной машины. Подсветка осуществлялась в программном режиме, когда луч лазера автоматически отклонялся на определенный угол в зависимости от скорости полета и постоянно держался на объекте атаки.
Возможность наносить удары с большей дистанции, оставаясь за пределами досягаемости стрелкового оружия и ПЗРК, позволили отказаться от бронеплит прикрывающих кабину летчика с бортов. Массивная аппаратура настолько перегружала нос машины, что даже закатка на стоянку и ручное управление передней стойкой требовали от техников значительных усилий. Однако боевой опыт применения МиГ-27К на Ближнем Востоке и в Афганистане вынудил пересмотреть вопрос о защите летчика. В ходе модернизации и ремонта некоторые машины вновь получили боковую броню кабины.
На МиГ-27К установили новые модификации помеховой станции "Сирень", упразднив для экономии веса и места неэффективный "Барьер", а СПО-10 уступила место более совершенной СПО-15Л "Береза-Л" Омского ЦКБ автоматики, не только обнаруживающей излучение, но и фиксирующей тип РЛС, запоминая до шести их вариантов, и определяющей степень их опасности.
Первоначально две широкополосные антенны, принимающие сигналы в передней полусфере, предполагали установить в обтекателях на нижней поверхности воздухозаборников возле их передних кромок. Но Главного конструктора это не устроило. Поиск новых вариантов привел к установке антенн в удлиненных наплывах, ставших продолжением НЧК. Такое их расположение практически не портило аэродинамику самолета. Сами наплывы, появившиеся в ходе доработок и на других модификациях МиГ-27, улучшали поведение самолета на больших углах атаки, в первую очередь, - на взлете и посадке.
Исходя из опыта войны в Афганистане некоторые машины были доработаны установкой на НЧК двух блоков выброса помех БВП-50-60, до этого широко используемых на МиГ-23МЛД.
Повое оборудование и прицельная система, в состав которой входил и индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС), позволило значительно расширить номенклатуру и типы применяемого вооружения. Кроме бомбового вооружения, доставшегося от МиГ-27, "32-26" мог нести контейнеры малогабаритных грузов КМГУ, а к ранее применяемым НАР со временем добавились и ракеты С-13 в различных модификациях, применяемые из пятизарядных блоков Б-13Л.
Значительно пополнилось и управляемое вооружение, для которого, в принципе, и создавалась эта модификация самолета (при этом многие типы боеприпасов, в свою очередь, сами разрабатывались "под самолет"). После долгого перерыва с середины 50-х годов, когда в связи с "ракетным бумом" все работы над управляемыми бомбами были свернуты, в Государственном научно-производственном предприятии "Регион" под руководством Н.Привалова возобновилась разработка корректируемых авиабомб. Первой "ласточкой" стала КАБ-500Л, изначально предназначенная для вооружения МиГ-23БК. Она имела мощную проникающую фугасную боевую часть (БЧ) и снабжалась лазерной полуактивной флюгерной головкой самонаведения типа 27Н1. Работы, начавшиеся в 1972 году, завершились передачей изделия в серийное производство, и с 1975 года КАБ-500Л стала поступать на вооружение.
Позднее арсенал машины пополнили КАБ-500Кр и КАБ-500ОД оснащенные телевизионно-корреляционной ГСП и бетонобойной или термобарической (объемно-детонирующей, с жидким ВВ) БЧ. Созданные в "Регионе" под руководством Б.Мерцалова, бомбы имеют круговое вероятное отклонение равное 3 метрам (по данным разработчика) и наводятся на цель по эталонному изображению местности, что позволяет использовать их против малоконтрастных и замаскированных объектов. После обнаружения цели включается ГСН бомбы и изображение, получаемое с ее телевизионной камеры, выводится на экран ИТ-23. После накладывания на объект атаки прицельной метки головка самонаведения запоминает изображение цели, "цепляясь" к хорошо заметным ориентирам, и после сброса идет к цели без дальнейшего управления с носителя, реализуя принцип "выстрелил и забыл".
Управляемое ракетное вооружение самолета было представлено несколькими типами ракет. Х-23М имели теперь аппаратуру управления "Дельта-НГ (НГ2)" в подвесном контейнере, что высвободило некоторую часть объема планера и без того плотно укомпонованной машины и позволило более гибко использовать ее вооружение.
Благодаря новому ПрНК и "Кайре" появилась возможность применять с самолета управляемые ракеты Х-25 с АПУ-68УМ, а начала 80-х годов и тяжелые Х-29Л с полуактивной лазерной ГСН, а также Х-29Т с телевизионной головкой, работающей аналогично "голове" бомб КАБ-500Кр. Их пуск был возможен только с катапультных устройств АКУ-58, подвешиваемых под НЧК и выводящих ракету на безопасное расстояние от машины во избежания помпажа двигателя и повреждения самолета факелом мощного ракетного двигателя. Для самообороны могли применятся ракеты Р-60М с тепловой ГСН, подвешиваемые на сдвоенных АПУ-60-ПМ.
В 1978 году на МиГ-27К испытывалась и позднее была принят противорадиолокацнонная ракета Х-27ПС с двумя сменными пассивными ГСП. Аппаратура целеуказания и управления "Вьюга" размещалась в подвесном контейнере.
В середине 80-х на испытания вышла новая ракета "воздух-РЛС" Х-31П с повышенной боевой эффективностью и превосходными характеристиками. Отрабатывали се и на МиГ-27К. При этом под самолет на АКУ-58 подвешивалось две ракеты, и устанавливался контейнер с КЗА. Поиск работающих РЛС и программирование ГСН ракет перед пуском осуществлялось с помощью аппаратуры "Прогресс", размещаемой в съемном контейнере.
Кроме трудностей с доводкой ракет, было много проблем с "Прогрессами". По этой теме было огромное число различных решений, предложений и строгих приказов. Несколько раз "срезалось" финансирование работ. Наконец после больших затрат времени и средств, огромной работы проделанной разработчиками и испытателями, система полностью прошла испытания и была одобрена. На Иркутском авиазаводе были готовы к доработке машин под новую ракету, но развал СССР поставил крест на этой перспективной работе. Не довели до конца и испытания на МиГ-27К ракеты с телевизионным наведением Х-59 "Овод" с аппаратурой управления АПК-8.
Была улучшена аэродинамика подфюзеляжной пушечной установки и уставлен щиток дефлектора на казенную часть орудия, что значительно уменьшило попадания пороховых газов при стрельбе в воздухозаборники двигателя.
Как видно из вышесказанного, возможности "32-26" были большими. До конца 70-х ему не было равных во фронтовой авиации СССР, да и после начала в 1979-м году выпуска Су-24М он практически не уступал ему по номенклатуре применяемых средств поражения.
За достоинства пришлось и платить, как в прямом, так и переносном смысле. Прежде всего, большая стоимость нового оборудования не позволили сделать МиГ-27К массовым. Многочисленные неполадки с "Кайрой", несмотря на постоянный контроль программы со стороны правительства, долгое время препятствовали принятию самолета на вооружение. В то время на Иркутском авиазаводе можно было видеть десятки не принятых МиГов, стоящих в очереди на доработку и доведение до кондиции. Как всегда, летающая лаборатория на базе Ан-24 для отработки "Кайры" появилась только в конце испытаний. Но когда все отладили, и самолет успешно прошел программу испытаний стало ясно, что трудились не зря. Боевая эффективность МиГ-27К увеличилась многократно - для выполнения задания, для которого требуются семь МиГ-27, достаточно всего четырех "Кайр".
В 1976-1977 гг. был разработан проект фронтового самолета-разведчика на базе МиГ-23БК (МиГ-27К), получившего обозначение МиГ-27Р (32-35). Самолет представлял собой развитие проекта МиГ-23Р с аналогичной компоновкой разведывательного оборудованием, но дополнительной станцией радиолокационной разведки (РЛС бокового обзора) в подфюзеляжном контейнере. Реализован не был.
В 1989-м году в связи с решением Советского правительства сократить тактические ядерные силы, на большинстве оставшихся в строю "двадцать седьмых" была демонтирована система специального бомбового вооружения. На практике это оказалось не простым делом, поскольку самолет очень плотно закомпоновап и в итоге ограничились снятием соответствующих пультов управления и заглушиванием электроразьемов. В 1993 году командование ВВС решило сохранить на вооружении только современные машины с несколькими двигателями и в свете этого решения МиГ-27 стали постепенно передавать на базы хранения, а затем и на разделку. 1 апреля того же года на базе Лесная западные эксперты могли наблюдать разделку первых 10 белорусских МиГов. Не отставали в уничтожении еще не устаревшей военной техники и Россия с Украиной. На заводе в Иркутске случилась даже забастовка рабочих, которые не хотели участвовать в ликвидации машин созданных своими же руками. Негативно отнеслись к этому и работники ОКБ Микояна, понимавшие, что далеко не все возможности МиГ-27 исчерпаны и они еще могут послужить Родине. Пример Индии только подкреплял эти выводы. Но "вверху" уже решили иначе.
Первая Чеченская война неожиданно вновь возбудила интерес к покинутому всеми самолету. Для точечных ударов по боевикам очень бы пригодились "Кайры" с их мощным прицельно-навигационным оборудованием и вооружением, да и МиГ-27М/Д не остались бы без дела.
В этой обстановке ведущий конструктор машины А.А.Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности "реанимации" МиГ-27К. Но время было уже упущено.
Видеть розовых слонов — эвфемизм для обозначения галлюцинаций, вызваных белой горячкой или алкогольным галлюцинозом.