МУЖАЛИ В БОЯХ НАД КУБАНЬЮ
Фашисты рвались к Кавказу, им нужны были его богатства, а главное — кавказская нефть. Они захватили Кубань и стали наращивать свои силы, чтобы осуществить планы по захвату всего Кавказа.
Весной 1943 года они сосредоточили на Кубани большое количество самолетов, входивших в состав авиационных соединений «Удет», «Мёльдерс», «Зеленое сердце» , 52-й эскадры. Всего более 1000 штук.
Но планы немцев начали рушиться. Советские войска наносили ощутимые удары врагу, вынуждая их к отступлению. Немцы упорно сопротивлялись и, чтобы удержаться, построили сильно укрепленное сооружение от Азовского до Черного моря, назвав его «Голубой линией». Это были мощные инженерные сооружения из железа и бетона, с минными полями, защищенные мощными зенитными средствами.
Для освобождения Северного Кавказа Верховное Главнокомандование направило туда наземные войска и три авиационных корпуса из резерва Ставки. Одним из них был наш 3-й истребительный авиакорпус под командованием генерал-майора авиации Е.Я. Савицкого. 265 и 278 авиадивизии входили в его состав.
В середине апреля 1943 года три полка 278 дивизии, в их числе и наш 43-й полк перелетели на Северный Кавказ и сразу включились в боевую работу. Базировался полк на аэродроме Новотитаровская близ Краснодара.
В воздухе начались ожесточенные сражения, в которых с обеих сторон участвовали десятки и сотни самолетов. Летчики в течение дня делали по 5-7 боевых вылетов, испытывая большую нервную и физическую нагрузки. Это были первые бои. Дальневосточники, имевшие большой опыт летной работы, с первых дней сумели оценить обстановку в воздухе и принимать правильные решения. Они из сражений выходили победителями, сбивали врагов, и это поднимало их настроение. К опытным летчикам прикрепляли молодых выпускников летных училищ, их терпеливо вводили в строй, обучали тактике боя и своим примером вселяли уверенность.
Для того чтобы сбивать вражеские самолеты, кроме мужества нужно было знать их летно-тактические данные. Изучению этих данных уделялось, по возможности, много внимания и времени, но летчикам не терпелось вступить в сражение.
Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Кто-то крикнул:
— «Месс», «Месс» летит!
Несколько человек бросились к своим самолетам, чтобы быстрее взлететь и сразиться с врагом. Но Ме-109 выпустил шасси и пошел на посадку. Из трофейного самолета вышел генерал Савицкий и сказал командиру полка: «Изучите эту зверюгу, а завтра покажите свои способности в воздухе».
Командир полка провел тринадцать показательных воздушных боев с летчиками. Летчики убедились, что наши истребители не уступают «мессершмиттам» и на них можно успешно воевать.
Начались полеты на боевые задания. Пришли первые потери на Кубани, 18 апреля не вернулся из полета сержант Виктор Васильевич Рудаков.
Исключительно трудным днем был 20 апреля. Бои разгорались над станицей Крымской. Бомбардировщики врага под прикрытием истребителей пытались прорваться к нашим войскам. Наши летчики отважно сражались, стремительно шли в лобовую атаку, заставляли немцев сбрасывать бомбы вне цели, а иногда и на свои войска. Инициатива стала переходить к нашим летчикам и враги несли ощутимые потери.
Уже с 22 апреля силы противника заметно ослабли и его авиация, имея значительные потери в воздухе и на земле, уже не могла действовать так интенсивно, как в начале операции. Наша истребительная авиация наращивала силы и применяла новейшие тактические приемы, используя опыт известных летчиков-истребителей — Покрышкина, Глинки и других, стала прочно завоевывать господство в воздухе.
К началу Отечественной войны Сидору Романовичу Шепелю было примерно лет 35. В начале 30-х годов он уже был летчиком 1-го класса гражданской авиации (выше тогда не было). По его рассказам, он служил в одном авиаотряде с участниками спасения челюскинцев, но сам в спасении не участвовал, так как в это время выполнял другое задание. Шепель перечислял, на каких самолетах ему приходилось летать в гражданской авиации — их было десятки, в том числе и на гидросамолетах.
Летал он, в основном, на Севере и Дальнем Востоке, где требовалось исключительное мастерство и высокая штурманская выучка. Он также детально знал районы Черного и Азовского морей.
Он был неразговорчив и скромен, не любил хвастать. Ошибок своих не таил и рассказывал о них с иронией и легкой бравадой. Это был летчик с чкаловским характером. Он мог пилотировать на очень низкой высоте. Лихость тогда воспринималась как храбрость. Он в совершенстве овладел летной специальностью, иногда в нарушение уставов и действующих норм искал новые пути применения авиации. Он, несомненно, мог бы пролететь под мостом, как В. Чкалов.
Когда перед вылетом на фронт мы находились в Люберцах под Москвой, всесоюзный староста М.И. Калинин прислал за Шепелем машину. На вопросы однополчан отвечал скупо: «Мы давно знакомы. Встреча была душевной». В заключение Михаил Иванович ему сказал: «Жду вас, Сидор Романович, в Кремле, чтобы вручить звезду Героя... Надеюсь на это...».
В середине 30-х годов с Шепелем произошла трагическая история. Он летел над тайгой на двухмоторном самолете. С ним три пассажира высокого служебного ранга. Самолет летел над тайгой на низкой высоте. В какой-то момент самолет «просел» и зацепился за высокую сосну. Место катастрофы разыскали через трое суток. Один мотор не нашли. В живых остался один Шепель, больше никого не разыскали. На месте падения было много медвежьих следов.
Кроме многочисленных повреждений сильно пострадало его лицо. За время лечения в госпитале лицо ежедневно фотографировали. К удивлению врачей, все быстро заживало. «На мне, — говорил Шепель, — все зажило быстрее, чем на собаке». Но облик изменился, он стал совершенно непохожим на прежнего Шепеля. Лицо, собранное из небольших кусочков тканей, приобрело разноцветный оттенок — от бледного до темно-багрового. На фотографиях, сделанных до катастрофы, это был красавец с аристократическими чертами лица, продолговатым красивым носом с легкой горбинкой. Он хранил все 17 фотографий, сделанных в госпитале, как свидетельство подлинности его документов прошлых лет с фотографиями, заверенными печатью.
Считали, что после происшедшей катастрофы Сидор Романович будет осторожным, не будет пилотировать на малых высотах, а он, поправившись, делал то же самое. На фронте в первом же вылете вступил в бой отчаянно, без страха. Это свойственно только людям с сильным характером.
Когда Сидор Романович после лечения приехал домой, ни мать, ни брат, ни сестра его не узнали. Он представился другом сына. Но вскоре материнское сердце его узнало.
Здоровье позволило ему летать, но в гражданский воздушный флот он не вернулся. Но и без неба жить он не мог. В его летной биографии произошли крутые изменения. Он решил начать все сначала. Вновь поступил в летное училище, но уже военно-воздушных сил, обучался по индивидуальной программе, экзамены и зачеты сдавал экстерном и менее чем через год был выпущен лейтенантом.
Летал на Дальнем Востоке. С уверенностью можно сказать, что в 1941-1942 годах Шепель уже служил в 48 истребительном авиаполку в звании капитана на должности командира авиационной эскадрильи.
24 апреля стояла жара, к которой еще не успели привыкнуть. Люди снимали одежду и до пояса обливались водой. 1-й эскадрилья была дежурной, летный состав постоянно находился возле самолетов. Получено задание сопровождать штурмовики Ил-2. Прибыла группа офицеров штурмового полка для согласования порядка совместных действий. Ведомым у Шепеля был младший лейтенант Иван Жичин. Вылет назначен на 16.00 в район Цемесской бухты.
Бой был жестокий, летчики сражались до последнего снаряда, до последней капли бензина. Когда стемнело, узнали, что эскадрилья приземлилась без горючего на чужом аэродроме и имеются потеря — один самолет.
Потеря каждого летчика — боль. Но потеря командира для каждого механика — боль особая. Из 10 самолетов вернулось 9. Не хотелось верить. Механик Георгий Сергеевич Виноградов, лучше других узнавший Шепеля, в течение всей жизни пронес эту боль.
Самолет Шепеля пылающим факелом с закрытым фонарем упал в воду Цемесской бухты. Видимо в самолет попал зенитный снаряд.
Всего несколько дней сражался командир 1-й авиаэскадрильи С.Р. Шепель. Одному из самых опытных летчиков не суждено было полностью раскрыть свой летный талант в боях. Он был сражен в огненном небе над Малой Землей.
В 1985 году группа ветеранов 278 дивизии посетила Малую Землю. На площадке выставлены детали и механизмы авиационной техники, которую достали со дна Цемесской бухты. Среди них оплавленный пожаром и покрытый коррозией за долгие годы пребывания на дне моря мотор М-105-2ПФ. Виноградов не стал осматривать другие экспонаты, а долго смотрел на этот мотор и подумал: «Возможно это НАШ с Шепелем мотор с самолета № 34, этот последний след Сидора Романовича».
3 мая в тяжелом бою погибли младшие лейтенанты Блинов Валентин Алексеевич и Крюков Евгений Иванович.
14 мая погиб младший лейтенант Ожегов Павел Иванович.
27 мая погиб заместитель командира эскадрильи Белячков Дмитрий Дмитриевич.
Май месяц был насыщен воздушными боями. Много побед в воздухе одержали наши летчики, но заплачена очень дорогая цена — мы потеряли несколько летчиков.
Старший инженер полка по вооружению Николай Семенович Сибилев успешно окончил военную академию имени Жуковского в июне 1941 года. Выпускная комиссия предложила ему на выбор — пойти военпредом или преподавателем. Сибилев просился на войну. Его отговаривали, ссылаясь на зрение (он носил очки). Сын красногвардейца времен гражданской войны всегда брался за самые трудные дела. На войне опасно, но через такие испытания прошел его отец. Иначе он поступить не мог.
На фронте в должности инженера по вооружению он готовил к боям авиационное вооружение. В период отступления наших войск в 1941 году с группой военнослужащих попал в окружение, участвовал в перестрелках, вступал в бой с фашистскими танками, был тяжело ранен. В залитой кровью одежде переплыл реку. Многие товарищи попали в плен. Его спасли колхозники.
В ночь на 6 октября 1941 года сумел перейти линию фронта. На попутных машинах доехал до города Ахтырки Сумской области, где в штабе ВВС 21-й армии получил направление техником по вооружению в 1-ю эскадрилью 43-го истребительного авиаполка.
Неласково встретили Николая в полку. Ни один человек там не имел высшего образования и ему сказали: «Здесь тебе не академия, мы тебя научим жить!» Люди, не имевшие достаточных знаний, постоянно создавали различные преграды. Благодаря хорошим знаниям и любви к технике, будучи талантливым рационализатором, он сумел крепко утвердиться и завоевать авторитет среди личного состава.
После переформирования Николай Семенович Сибилев остался в полку и в должности старшего инженера по вооружению прошел с полком весь боевой путь, был награжден орденами и медалями.
Инженер Сибилев с большой теплотой вспоминал о генерале Савицком. Командир корпуса Евгений Яковлевич Савицкий был кумиром всего летного состава. В боях его часто прикрывали летчики нашего полка. Ведомыми у него были Владимир Меркулов, Венедикт Сигарев, Николай Бородин и другие. Технический состав тоже боготворил генерала за отвагу, храбрость и человечность. Техники всех специальностей считали за большую честь готовить его самолет к полетам.
— Однажды, — рассказывает Сибилев, — в полк приехал инженер по вооружению корпуса подполковник В.Н. Белов и говорит: «Сможете ли вы гарантировано отладить вооружение на самолете генерала Савицкого?»
Я ответил, — говорит Николай Семенович, — что могу сделать с гарантией 600 выстрелов на ствол. Для этого нужно, чтоб самолет пригнали на наш аэродром базирования. Несколько раз это делал Герой Советского Союза А.И. Новиков. В дальнейшем я договорился с подполковником Беловым, что передам ему в корпус отличного механика, который выполнит эту работу не хуже меня. В корпус передали старшего сержанта Быкова, чуваша по национальности, и он постоянно готовил к вылетам вооружение на самолете Савицкого.
Семен Андрианович Лебедев, командир 2-й авиаэскадрильи, пользовался большим авторитетом. Он был примером в небе и на земле. Аккуратный, рассудительный, требовательный к себе и подчиненным, он казался очень строгим. В действительности это был очень добрый, чуткий человек, но требовал от подчиненных дисциплины и порядка.
С раннего детства Семен был влюблен в море, на берегу которого в городе Керчь проходили его детство и юность. Любовался голубым небом, в котором над морем кружили птицы. Однажды увидел он в небе необычную птицу, которой управлял человек. Больно и радостно защемило сердце. С тех пор любовь к небу стала еще сильнее. Он читал все о самолетах, что мог найти в книгах, газетах, журналах. Хотелось летать, и мысли о полетах завладели им навсегда.
Успешно закончив школу, он поступил работать на бочарный завод, где трудился его отец. Вступил в комсомол и пошел учиться в Керченский аэроклуб. Уставший за день, но безмерно счастливый он возвращался домой, лелея заветную мечту о поступлении в летное училище.
И вот он курсант Качинского летного училища. Учился с желанием и настойчивостью. Полеты доставляли ему радость. В 1939 году, успешно окончив училище, был направлен служить на Дальний Восток. Здесь он вскоре стал опытным летчиком, за что награжден знаком «Отличник РККА» и назначен командиром звена. Не только опыт летной работы, но и хорошие организаторские способности помогли ему во фронтовой обстановке, когда он командовал эскадрильей.
В один из дней начала мая вражеские бомбардировщики по 10-15 машин начали бомбить позиции наших войск. Истребители 4-й воздушной армии, отражая их удары, сбили десятки машин врага. Особенно отличились С.А. Лебедев, А.В. Кочетов, Н.В. Бородин.
5-го мая дежурная четверка под командованием Лебедева по сигналу с командного пункта взлетели в небо. Четверка пошла вдоль «Голубой линии». Вдруг со стороны Тамани появились черные точки приближающихся бомбардировщиков.
— Приготовиться к атаке! — скомандовал Лебедев.
Истребитель командира резко развернулся и пошел в атаку на ведущего вражеских машин. Самолеты стремительно сближались, казалось, вот-вот столкнутся. В ту же секунду из стволов пушки и пулеметов самолета командира вырвалось пламя. Вражеский бомбардировщик, окутанный дымом, перейдя в штопор, пошел к земле. В этом бою группа Лебедева сбила 4 вражеских машины.
На следующий день командующий 4-й воздушной армией К.С. Вершинин наградил орденами всех летчиков группы.
Лебедев на задания летал очень часто, 11-го мая над станицей Крымская он сбил Ме-109, а 26-го — еще одного.
Венедикт Петрович Сигарев очень стремился попасть на фронт. Он не без оснований считал себя вполне подготовленным для сражений с врагом. Боль жгла его сердце за разрушенную мирную жизнь, за разрушенный город Запорожье, где он впервые взлетел в небо. Жена и сын оказались в Сибири.
В конце 1942 года стали отбирать хорошо подготовленных летчиков для фронта. В их число попал и Сигарев. Для того чтобы представить исключительное мастерство этого летчика, я привожу часть статьи старшего политрука С. Зархий в дальневосточной газете:
«Командир эскадрильи был явно расстроен:
— Вы снова сорвали мне стрельбу...
— Не виноват, товарищ старший лейтенант, — оправдывался Сигарев. Он стоит перед командиром навытяжку и лишь в его живых глазах бегают хитрые, чуть озорные огоньки.
— Конечно... Не давать ему впредь патронов, — приказывает командир адъютанту.
Младший лейтенант Сигарев действительно срывал стрельбы эскадрильи по конусам. Летчику, который из 60 патронов попадает в конус 12, ставится оценка «отлично». Сигарев из 60 патронов попадает все 60. Сто процентов попаданий! Все его пули ложатся рядом на расстоянии одного сантиметра одна от другой.
Когда он, как командир звена, первый заходил на стрельбу, его пулемет, как швейная машинка, прошивает пулями конус, который тут же лопается в воздухе. В результате стрельба сорвана, не может же эскадрилья в воздухе ждать, пока буксировщик сделает посадку, сменит конус и наберет высоту.
И когда заходил разговор о стрельбе, Сигарев безнадежно машет рукой:
«Всем патроны дают как людям, а мне — 2-3...».
Свое изумительное военное искусство стрельбы одаренный снайпер Сигарев передает летчикам своего звена. Звено Сигарева стреляет лучше всех. Меньше 50 процентов попаданий у них не бывает».
Скупые пожелтевшие страницы газет рассказывают о мужестве и героизме Сигарева на фронте. Кленовец, Новотитаровская, Славянская, Абинская, Красноармейская — места базирования. С этих аэродромов вылетали на отражение налетов врага, на штурмовку.
Сигарев рвется в бой и готов летать в любое время. Во время налета на вражеский аэродром зенитным снарядом повредило стабилизатор на самолете Сигарева, но летчик благополучно привел на свой аэродром поврежденную машину.
6 мая 1943 года командир корпуса генерал Е.Я. Савицкий вручил Сигареву орден «Отечественной войны 1-й степени».
Две группы вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей шли к нашим позициям. Ведущий восьмерки Сигарев решил атаковать врага до подхода к цели. Со стороны солнца он со своей парой связал «мессеров». Боевые порядки врага нарушились. Меткие очереди наших летчиков Жичина, Белячкова и Аллакина сразили трех бомбардировщиков. Три костра горели близ станицы Киевской. А бой продолжался. За ним с восхищением следили воины с передовой.
В этой безумной круговерти бой с горизонтали переходит на вертикаль. Сигарев преследует ведущего «мессера» и огонь комэска точен: еще один враг находит бесславный конец на нашей земле. Немецкие бомбардировщики сбрасывают бомбы вне цели и спасаются бегством. Группа Сигарева вернулась без потерь.
Большой отвагой отличался командир 3-й эскадрильи Кочетов Александр Васильевич. Этот человек богатырского сложения, славившийся своими делами и дерзкими налетами на вражеские объекты, был на земле простым, добродушным и скромным человеком.
Он встретил войну 22 июня 1941 года в 18 километрах от западной границы. В четыре часа шли «юнкерсы» под прикрытием мессершмиттов», неся смертоносный груз. С ходу начали штурмовку аэродрома, но им не удалось застать врасплох летчиков. Навстречу врагам стремительно поднялось своевременно взлетевшее дежурное звено. Фашисты растерялись, они не ожидали такого мгновенного отпора. А дерзкое звено «ястребков» ударило точно по строю бомбардировщиков и разметало его. Два Ю-88 врезались в землю в первые минуты.
Так начиналась война. Тогда Александр впервые увидел, как падали и горели фашистские самолеты.
Трудные дороги отступления: Проскуров, Винница, Ростов-на-Дону, Краснодар, бои на Волге под Сталинградом. Десятки раз сопровождал наши самолеты на бомбардировку вражеских войск, летал в разведку. А вскоре он открыл свой боевой счет. Первый самолет «Хейнкель-111» Кочетов сбил в августе 1941 года.
В грозную пору Сталинградской битвы Совинформбюро сообщило:
«Советские летчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Младший лейтенант Александр Кочетов за один день обил Ю-87 и Ме-109».
В 105 боевых вылетах сбил лично 7 и в группе 1 самолет противника. В Сталинграде он получил первый награду — орден Отечественной войны 1-й степени. В 43-й полк Кочетов пришел опытным летчиком.
Сильными были бои в районе Новороссийска и станице Крымской. Схватки велись на малых и больших высотах — от ста до семи тысяч метров. Шла борьба за господство в воздухе.
8 мая звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. При подходе увидели, что наши передовые позиции бомбят самолеты противника. На большой скорости звено внезапно атакует противника и в результате падают три бомбардировщика, которых сбили Кочетов, Бородин и Костиков. Враг был ошеломлен. А ниже четыре наших ЯКа сражаются с восьмью «мессершмиттами» Они сошлись в лобовой атаке. Здесь Спартаком Маковским будет совершен воздушный таран.