"СУХОЙ" И POWERJET ОФОРМИЛИ ОТНОШЕНИЯ
ПОДПИСАН КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ RRJ
Морозным вечером в пятницу, 20 января, на церемонии в гостинице "Националь" генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин и исполнительный директор российско-французского СП PowerJet Мишель Дешалот поставили подписи под твердым контрактом на создание и поставку силовой установки на Российский региональный самолет (RRJ). "До этого момента у нас была любовь, а сейчас - законный брак", - доходчиво прокомментировал событие высокопоставленный менеджер "Сухого". По его словам, подписанный документ юридически закрепляет за сторонами ранее взятые ими обязательства.
Французская двигателестроительная фирма Snecma, владеющая половиной акций СП PowerJet, будет в установленные сроки производить платежи ЗАО "ГСС" как ее вклад в программу Российского регионального самолета. В 2003 г., когда предложенный Snecma двигатель SаM146 вышел победителем в тендере "Сухого" на лучший проект двигателя для RRJ, французы внесли первый платеж в копилку "ГСС" как знак серьезности намерений. Собеседник "ВПК" подчеркнул, что в отличие от некоторых других участников программы RRJ французская Snecma взяла на себя не только обязательство по созданию силовой установки для RRJ, но и определенные риски по "всему самолету".
Технический директор Snecma по программе SaM146 Мишель Дублие подробно рассказал корреспонденту "ВПК" о ходе создания мотора. На заводе в Виллярош под Парижем Snecma завершает первый этап стендовых испытаний газогенератора SaM146. В конце месяца первый газогенератор будет отправлен в Рыбинск. Там произойдет сборка первого мотора, для чего к французскому газогенератору приладят вентилятор, компрессор низкого давления и турбину компрессора, сделанные в России.
Господин Дублие сообщил, что на конец апреля запланировано начать стендовые испытания изделия FETT (First Engine to Test) - так на французский манер называют первый опытный мотор. В свой первый полет SaM146 отправится в феврале 2007 г. на летающей лаборатории Ил-76 ЛИИ им. М.М. Громова. А прототип RRJ с моторами SaM146 взлетит в сентябре 2007 г.
На вопрос, когда начнется серийное производство двигателя, г-н Дублие ответил, что PowerJet в состоянии обеспечить первую поставку товарного самолета "Аэрофлоту" в намеченный срок - в ноябре 2008 г.
"В середине этого года мы начнем закупку и первые операции по механической обработке первичных материалов в рамках программы производства серийных моторов", - отметил технический директор SaM146.
Г-н Дублие затронул и тему технических рисков проекта: "Конечно, определенный риск есть, но не более чем по другим, идущим сегодня двигателестроительным программам". Высокие технические риски в новом двигателе, как правило, связаны с конструкцией газогенератора. "Мы какое-то время назад уже провели испытания опытного газогенератора DEM21 и получили неплохие результаты. В этом смысле значительные риски "ушли" в самом начале проекта", - заверил он.
По мнению собеседника "ВПК", сегодня главное для проекта RRJ - получение новых поставочных контрактов от авиакомпаний. "Сухой" хорошо продвигался по этапам разработки самолета. "В мире эта фирма известна как хороший проектировщик и тем, что у нее есть прекрасные производственные мощности на заводе в Комсомольске. Мы побывали там и убедились в достоверности этих сведений", отметил он.
"Сейчас главное - продажи, - продолжил тему г-н Дублие, - эта задача будет решаться международной командой компетентных специалистов, которые должны доходчиво донести до заказчиков, что самолет, вся программа обладают высокой конкурентоспособностью на рынке".
Хороший признак - интерес итальянской фирмы Alenia. Она хочет взять на себя функции маркетинга и продаж RRJ. "Это отличный знак того, что проект имеет рыночную перспективу, что программа RRJ достигла известного уровня серьезности, - считает г-н Дублие. - Alenia также может принять участие в улучшении конструкции RRJ". Фирма сильна в области новых технологий по композиционным материалам. Значит, итальянцы могут поделиться с "Сухим" своими высокими технологиями и вместе найти решения по снижению веса конструкции и снижению стоимости самолета в серийном производстве.
В пятницу "Националь" посетило большое количество топ-менеджеров самолетостроительных предприятий, принимающих участие в проекте Российского регионального самолета. Среди них был и генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян. Корреспонденту "ВПК" он сообщил, что в телефонном разговоре с главнокомандующим ВВС России "прояснил нюансы", по которым генерал армии Владимир Михайлов высказался на пресс-конференции 17 января. Напомним, тогда, поднимая тему по реализации программы Перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), главком высказал мнение о непропорционально большом финансировании программы RRJ, что приводит к уменьшению выделяемых средств на ПАК ФА. По этому поводу Михаил Погосян заметил следующее: "Владимир Сергеевич просто высказал пожелание. У него есть естественное желание, чтобы еще дополнительные усилия были сосредоточены на проекте истребителя пятого поколения. И по-человечески я его понимаю. Но эти две программы идут в разные сроки. Мы завершаем выпуск рабочей документации по RRJ и только приступаем к выпуску документации по перспективному военному самолету. А выпуск документации по военному самолету связан со сроками прохождения этапов этого проекта, сроками принятия решений по финансированию соответствующих этапов выполнения этой программы".
Михаил Погосян особо подчеркнул, что между проектами RRJ и нового истребителя "жесткой финансовой связи" нет. И напомнил, что Владимир Михайлов входит в состав совета директоров АХК "Сухой" и в этом качестве принимает активное участие в принятии решений по всем без исключения проектам компании. "Нюансы, безусловно, есть, - продолжал Михаил Погосян, - и я задал главкому вопрос: "Владимир Сергеевич, у вас какие-то нюансы не уточнены?". Он мне ответил: "Я же вас должен подстегивать все время, и вы должны понимать, что я заинтересован в укреплении обороноспособности: ". Я ответил, что полностью поддерживаю такую постановку вопроса".
Поскольку "нюансов" в отношениях между ВВС РФ и крупнейшей отечественной авиастроительной фирмой больше нет, АХК "Сухой" может спокойно претворять в жизнь свои обширные планы - как по военной, так и гражданской тематике.
http://www.vpk-news.ru/pics/2006/119/12_01_01.jpg [not image]
В 2003 г. предложенный Snecma двигатель SаM146 вышел победителем в тендере "Сухого" на лучший проект двигателя для RRJ.
Фото Игоря КИРИЛЛОВА
The requested URL "/article.asp?pr_sign=archive.2006.119.articles.chronicle_01" was not found on this server.
// www.vpk-news.ru