Эта информация с другой ветки Форума , но думаю, что она должна быть и здесь
Форумы Авиабазы АВТОР ПУБЛИКАЦИИ
blackcom-7
1-й гвардейский Красногвардейский дважды краснознаменный ордена Ленина ордена Кутузова авиационный полк истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР
Этот полк берет свое начало от 1-й истребительной авиационной эскадрильи, которая была сформирована в марте 1918 года из 1-го и 3-го авиационных дивизионов.
1-й авиационный дивизион, командиром которого был летчик Сапожников, получил боевое крещение в 1918 году под Казанью, когда два авиационных отряда из его состава участвовали в подавлении мятежа чехословацкого корпуса, а затем воевал на Восточном фронте под Симбирском, Бугульмой и Уфой.
В 1919 году дивизион действует на Южном фронте против армии генерала Краснова и партизанской армии Махно. Вместе с легендарной Первой конной армией он освобождает Таганрог, участвует в штурме Перекопа, ведет бои против националистов на Северном Кавказе и в Закавказье. На Кавказском фронте летчики дивизиона Мельников, Кудрин и Петренко выполняли ответственное задание по перевозке из Тифлиса в Эривань золота, за успешное выполнение которого они были награждены орденами Красного Знамени. Эти ордена стали первыми наградами личного состава полка.
В 1920 году 1-й авиадивизион перебрасывается на Юго-Западный фронт, где воюет против белополяков. Здесь, под Жлобином, где был сбит самолет противника, открывается боевой счет части.
В 1921 году 1-й авиационный дивизион прибывает в Петроград.
История 3-го авиационный дивизиона создается на базе 1-го, 11-го и 22-го корпусных авиационных отрядов, принимавших участие в Первой мировой войне. 11-м отрядом командовал легендарный российский летчик штабс-капитан П.Н. Нестеров, первым в мире исполнивший «мертвую петлю», которая была впоследствии названа «петлей Нестерова» и первым в истории мировой авиации совершивший воздушный таран.
3-й авиационный дивизион в 1918 году сражался против немцев и гайдамаков, в 1919 году воевал на Дону против армии генерала Каледина, в 1920 году поддерживал действия войск Красной Армии против белополяков, а с 1921 года дислоцируется в Петрограде.
В 1922 году часть получает новое название 1-я Советская воздушная истребительная эскадрилья. В то время она имела на вооружении самолеты «Спад» и «Ньюпор». В это время проводится интенсивная боевая подготовка, в строй вводятся молодые летчики, организуются групповые полеты и учебные воздушные бои.
12 июля 1922 года за мужество и героизм, проявленные в боях на фронтах Гражданской войны, эскадрилья награждается орденом Красного Знамени.
В сентябре 1922 года эскадрилья в составе 14 самолетов совершает первый в истории Советской Республики групповой перелет по маршруту Петроград–Москва. В 1923 году она занимает первое место в Петроградском военном округе по воздушной стрельбе.
В 1924 году в эту часть после окончания авиационной школы прибывает для прохождения службы молодой летчик Валерий Чкалов, ставший впоследствии подлинной легендой советской авиации.
В 1934 году, в связи с обострением международной обстановки, 1-я Советская воздушная истребительная эскадрилья перебазируется на Дальний Восток, где совершенствует свое боевое мастерство, осваивает новые типы самолетов. В ноябре 1938 года на ее базе создается 29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк. В его формировании принимал участие капитан Савицкий Е.Я. (впоследствии маршал авиации, дважды Герой Советского Союза). Командиром полка назначается капитан Шалимов В.М. В связи со сложной обстановкой на советско-манчжурской границе, даже во время формирования полка, летчики привлекались к несению боевого дежурства на самолетах И-153 и И-16.
В предвоенные годы полк неоднократно принимает участие в различных учениях и маневрах, несет боевое дежурство по прикрытию государственной границы, выполняет другие ответственные задания правительства.
15 июня 1941 года полк по боевой тревоге перебазировался с лагерных площадок на основной аэродром, где получил приказ на подготовку к перебазированию на Запад. Начало Великой Отечественной войны он встретил в эшелоне, в центре Сибири.
12 июля 1941 года 29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк прибыл в район боевых действий, где получил боевую задачу по прикрытию с воздуха населенных пунктов Бологое, Андреаполь, Селижарово и железнодорожных коммуникаций. На вооружении он тогда имел 42 самолета И-153 и И-16. Уже 18 июля мл. лейтенант Юхимович в районе г. Андреаполь сбил первый немецкий самолет. Всего же, с июля по ноябрь 1941 года полк провел 4139 боевых вылетов, 385 воздушных боев, в которых сбил 67 самолетов противника. Уже в первые месяцы войны звания Героя Советского Союза были удостоены четверо летчиков полка: ст. лейтенант Хитрин В.А., ст. лейтенант Муравицкий Л.З., лейтенант Дудин Н.М., лейтенант Мигунов В.В. и мл. лейтенант Попов А.В.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1941 года за отличную боевую работу, мужество и героизм, проявленные в боях, 29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк был награжден орденом Ленина, а Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 6 декабря 1941 года за проявленную отвагу в боях, за стойкость, мужество и героизм личного состава, полк переименовывается в 1-й Краснознаменный, ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк. Он первым среди авиационных частей получает звание «гвардейский».
С ноября 1941 по февраль 1942 года проводится доукомплектование полка летным составом и самолетами «Харрикейн», после чего до конца 1942 года он ведет тяжелые бои в составе Калининского фронта.
С января 1943 года он в составе Волховского фронта принимает участие в обороне Ленинграда и прорыве блокады города на Неве.
После прорыва блокады Ленинграда полк перебазируется в район Курской дуги, где до сентября 1943 года ведет боевые действия по ликвидации окруженной группировки противника. В воздушных боях летчиками полка за три месяца боев было уничтожено 86 самолетов противника.
С сентября по октябрь 1943 года 1-й Краснознаменный, ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк ведет боевые действия в составе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, в которых уничтожил 32 вражеских самолета.
В 1944 году личный состав полка участвует в освобождении Белоруссии и Литвы, уничтожив в воздушных боях 20 самолетов противника.
С 1 февраля он перебазируется на территорию Германии на аэродром Ельс. В этот период летчики полка завоевывали господство в воздухе, надежно прикрывали наступление наземных войск, блокировали и штурмовали авиацию противника на аэродромах. С начала апреля 1945 года летчики полка вели воздушные бои над столицей Германии Берлином. 1 мая 1945 года командир полка майор Малиновский сбросил со своего самолета над центром Берлина Красное знамя.
26 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за отличия в ходе проведения Берлинской операции полк награждается орденом Кутузова III степени.
Всего за период боевых действий с 13 июля 1941 года по 9 мая 1945 года полк совершил 11508 боевых вылетов, провел 891 воздушный бой, уничтожил 347 самолетов противника.
С декабря 1945 по январь 1948 года полк дислоцируется на аэродроме Веспрем (Венгрия) и входит в состав 2-й воздушной армии Центральной группы войск. Личный состав занимался плановой боевой подготовкой, изучал материальную часть, вводил в строй молодых летчиков. Полк неоднократно принимал участие в различных учениях.
С апреля 1950 года полк перевооружается на реактивные самолеты МиГ-15 и перебазируется на аэродром Текел (Венгрия). В 50-е годы идет интенсивная боевая подготовка, отрабатываются новые способы боевого применения, выполняются полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях, полк участвует в учениях Южной группы войск, в том числе и в условиях применения противником оружия массового поражения.
С 23 октября по 10 ноября 1956 года полк принимает участие в венгерских событиях, во время которых летчиками полка было совершено 242 боевых вылета. (возможно после этих событий был перебазирован в Кунмадараше)
С 1957 по 1959 год личный состав полка продолжал совершенствование подготовки к перехватам и ведению воздушных боев, отрабатывал уничтожение воздушных целей на всех высотах, в условиях радиолокационных помех, днем и ночью, в любую погоду, в составе пары, звена.
С декабря 1959 года (25.12.59) полк становится авиационным полком истребителей-бомбардировщиков, осваивая самолеты Миг-15бис и Су-7б.
В августе-октябре 1968 года личный состав полка выполнял специальные задания в Чехословакии.
С августа 1976 года личный состав полка осваивает самолеты Су-17М2. В 1982 году полк участвует в совместных оперативно-стратегических учениях войск Советской Армии, Венгерской Народной Армии, Чехословацкой Народной Армии «Союз-82», где была продемонстрирована высокая выучка личного состава, мастерское владение боевой техникой, высокая организованность и дисциплина. В подобных учениях личный состав полка принимал участие и в дальнейшем, неизменно показывая хорошие результаты.
В 1989 году личный состав полка перевооружается на самолеты МиГ-27Д, а в 1991 году перебазируется на аэродром Лебяжье (Волгоградская область), где с 1992 года осваивает фронтовой бомбардировщик Су-24. На его базе организуется подготовка слушателей Борисоглебского учебного центра подготовки летного состава.
На аэродроме Лебяжье к тому времени базировались 5747-я авиационно-техническая база и 1202-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. Эти части на протяжении многих лет достойно выполняли поставленные задачи, проводя всестороннее обеспечение учебного авиационного полка Качинского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.Ф. Мясникова. С момента прибытия сюда гвардейского бомбардировочного полка личный состав этих частей с высоким качеством обеспечивает проведение полетов, эксплуатацию аэродрома, решает важные задачи по организации тылового обеспечения полка. Здесь служат настоящие профессионалы, за плечами многих из них большой служебный и боевой опыт. Неоднократно они признавались лучшими среди частей обеспечения в Уральском объединении ВВС и ПВО.
В 1998 году полк входит в состав 16-й воздушной армии, с мая 1998 года – Московского округа ВВС и ПВО, а с 1 июня 2001 года – в состав 5-й армии ВВС и ПВО.
Подводим итог:
1.Базирование после войны:
Веспрем (Венгрия) 12.1945 – 1.1948
??? 1.1948 – 4.1950
Текел (Венгрия) 4.1950 – 1956 (возможно)
Кунмадараше (Венгрия) 1956 – 17.04.1991
Лебяжье (Волгоградская область) 17.04.1991 – по сей день
2.Подчинение:
1945-1948гг 1-й гв ИАП - 11-я гв ИАД, 2-я ВА
1948-1959гг 1-й гв ИАП – 195-я гв ИАД, 59-я ВА
1959-1968гг 1-й гв ИБАП – отдельный, 59-я ВА
1968-1976гг 1-й гв ИБАП – отдельный, 36-я ВА
1976-1991гг 1-й гв АПИБ – отдельный, 36-я ВА
1991-1998гг 1-й гв ИАПИБ – 1080-й УАЦ, ВВС СКВО
1998-2001гг 1-й гвБАП - ???, МО ВВС и ПВО
2001-2006гг 1-й гвБАП - ???, 5-я ВА ВВС и ПВО
3. Техника:
1945-4.1950 ???
4.1950-1963 Миг-15Бис
1963-1976 Су-7Б (возможно позднее были Су-7БМ)
8.1976-1989 Су-17М2
1989-1993 Миг-27Д
1992-2006 Су-24